Плавание —одно из наиболее эффективных в оздоровительном и прикладном значении средств советской системы физического воспитания. В процессе обучения и тренировки занимающиеся плаванием укрепляют здоровье, приобретают жизненно необходимый навык плавания, повышают свою готовность к труду и обороне Родины и на этой основе добиваются высоких спортивных результатов.
На различных этапах этого процесса на первый план могут выдвигаться различные частные задачи. Вначале, когда занимающиеся еще не овладели техникой плавания, такой ведущей задачей будет обучение их основам спортивных способов плавания, подготовка и сдача норм комплекса ГТО.
В дальнейшем, когда занимающиеся научатся плавать, на первый план выдвигается задача совершенствования в плавании, развитие качеств, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов.
Единый учебно-воспитательный процесс можно условно разделить на два этапа:
- начальное обучение;
- спортивная тренировка с целью совершенствования в плавании.
Таким образом, на первом этапе решаются преимущественно задачи обучения плаванию, на втором — задачи тренировки. Точную грань между первым и вторым этапами провести трудно — они переходят один в другой почти незаметно. Так бывает, например, при многолетней учебно-спортивной работе с детьми. Следовательно, нельзя рассматривать обучение только как формирование навыков, а тренировку — только как развитие функциональных возможностей человека.
Воспитывающий характер обучения и тренировки
Обучение и тренировка — единый неразрывный процесс. Он строится в соответствии с общими принципами советской педагогики, к которым относятся: воспитывающий характер обучения и тренировки, принципы сознательности и активности, всесторонней подготовки, систематичности, доступности и индивидуализации, наглядности, прочности, оздоровительной направленности обучения и тренировки . На всем протяжении учебно-тренировочного процесса решаются задачи воспитания, образования и физического совершенствования занимающихся.
Воспитывающий характер обучения и тренировки. Данный принцип является ведущим положением для всего педагогического процесса. Он реализуется в органической связи с другими сторонами коммунистического воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым.
Занимаясь плаванием, спортсмен не только активно овладевает его техникой, тактикой, но и приобретает новые знания об истории развития, оздоровительном, прикладном и спортивном значении этого вида спорта, участвует в жизни спортивного коллектива.
В процессе обучения и тренировки, протекающих в условиях спортивного коллектива, при постепенном усложнении упражнений и повышении тренировочных нагрузок не только развиваются физические качества пловца (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость и т. д.), но и воспитываются такие ценные качества, как чувство дружбы и товарищества, целеустремленность, настойчивость, активность и др. Все это происходит под непосредственным воспитывающим влиянием преподавателя—тренера.
Сознательность и активность
Сознательность и активность. Важнейшее условие успешности учебно-тренировочного процесса — это сознательное отношение обучаемых к занятиям. Необходимо, чтобы они осознали пользу занятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разностороннего физического развития, значение умения плавать как жизненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения как собственной жизни, так и жизни других людей.
Педагог должен глубоко знать свой предмет и умело объяснять обучаемым, для чего и как выполняется то или иное упражнение. Например, приступая к изучению техники способа кроль, надо разъяснить, что горизонтальное положение тела пловца наиболее целесообразно, так как оно уменьшает сопротивление воды, и что это достигается благодаря низкому положению головы, активным движениям ногами и т. д.
Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, необходимо обстоятельно раскрывать сущность изучаемых движений, их влияние на организм пловца, участие мышечных групп в выполнении упражнений и т. д. При объяснении, например, техники плавания, методики обучения и тренировки следует для доказательства привлекать данные различных наук: педагогики, физиологии, анатомии, физики и др. Такие объяснения будут более убедительными и обоснованными, помогут занимающимся понять излагаемые вопросы и активно участвовать в процессе обучения и тренировки.
Важно, чтобы пловец на собственном опыте убедился в том, что понимание и правильное выполнение движений дают ему преимущество в экономичности этих движений, в скорости плавания. Занимающиеся должны хорошо знать цели и задачи, которые перед ними ставятся, задачи каждого урока, соревнования, устанавливать точные сроки для их решения, участвовать в обсуждении хода их выполнения.
Ясность поставленной цели в обучении и тренировке, понимание путей ее реализации вызывают активность занимающихся, что является решающим условием для эффективных занятий плаванием.
Активность спортсмена проявляется в стремлении овладеть техникой плавания, достигнуть высших спортивных результатов, защитить в соревновании спортивную честь коллектива.
Воспитанию активности будет способствовать привлечение пловцов к участию в составлении плана тренировки, обсуждение с ними тактики, которая будет применяться в предстоящих соревнованиях, а также результатов соревнований.
Большую роль в повышении активности спортсменов играет их участие в общественной жизни своего спортивного коллектива в качестве членов бюро, инструкторов-общественников, спортивных судей, старост групп, членов редколлегии стенной газеты.Подобную общественную деятельность надо всячески поощрять. Эта деятельность повышает ответственность каждого спортсмена за работу всего коллектива и за свои личные результаты.
Активность занимающихся повышается, когда уроки проводятся разнообразно и интересно. Немаловажное значение в развитии активности играют домашние задания (например, выполнение утром комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений пловца) . Давая задание, следует точно указывать, какая должна быть дозировка упражнений, на что обратить особое внимание, как контролировать свои движения. На следующем занятии нужно обязательно проверить, как выполнено задание.
Для повышения познавательной активности занимающихся им следует рекомендовать ознакомиться с печатными материалами по плаванию, представляющими интерес для их спортивного роста, и потом обсудить их совместно.
Важно приучить пловцов анализировать технику движений, содержание тренировочных занятий, результаты выступлений в соревнованиях. Этому помогает систематическое ведение дневника тренировки. Тренер должен регулярно проверять содержание дневников своих воспитанников и помогать им советом.
Всесторонняя подготовка
Всесторонняя подготовка. Широкая подготовка (физическая, техническая, плавательная, тактическая, моральная и волевая) является базой для спортивной специализации пловца и достижения высокого уровня спортивных результатов.
Всестороннюю физическую подготовленность пловца, и общую, и специальную, необходимо повышать, систематически используя в обучении и тренировке разнообразные физические упражнения как на суше, так и в воде. Первоочередное внимание следует уделять подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, которая представляет собой начальную ступень общей физической подготовки пловца. Высокий уровень всесторонней физической подготовленности пловца на протяжении всего времени обучения и тренировки — основа его спортивного успеха.
Совершенная спортивная техника плавания не может быть освоена в полной мере, если пловец недостаточно физически развит. В процессе подготовки пловца необходимо тщательно следить за изменениями не только его спортивных результатов в плавании, но и физической подготовленности: уровня развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, морфофункциональных показателей.
Изменения показателей физической подготовленности могут свидетельствовать об улучшении или об ухудшении предпосылок для дальнейшего роста спортивных результатов в плавании. Всесторонность технической подготовки пловца заключается в обязательном изучении техники всех спортивных способов плавания. Чем разнообразнее арсенал движений пловца, тем легче он осваивает технику спортивных способов плавания.
Юный пловец должен овладеть техникой всех основных способов плавания, техникой стартов, поворотов. Такая разносторонняя техническая подготовленность в плавании позволяет накопить большой двигательный опыт, который является основой для последующей специализации и высоких спортивных достижений.
Понятие «всесторонняя подготовка пловца» включает и получение теоретических знаний по основ.ам истории, техники плавания, методики обучения и тренировки, а также необходимых сведений из анатомии, физиологии, гигиены, психологии, биомеханики, гидродинамики, касающихся вопросов плавания. Приобретаются эти знания путем изучения соответствующей литературы, бесед с тренерами, посещения лекций, научно-методических конференций.
Систематичность
Систематичность обучения и тренировки заключается в регулярности занятий и чередовании нагрузок с отдыхом. В результате систематических занятий постепенно возрастают требования, предъявляемые к организму спортсмена. По мере развития и укрепления опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения постепенно возрастает объем тренировочных нагрузок, увеличиваются скорость плавания, плотность урока, время и продолжительность занятий. Постепенное увеличение нагрузки оказывает положительное влияние на развитие организма пловца.
Принцип систематичности характеризуется повторностью упражнений. Например, изучая технику способа плавания, следует многократно повторять каждое движение до тех пор, пока оно не будет прочно усвоено. Развитие важнейших физических качеств, необходимых пловцу (силы, быстроты, выносливости, ловкости), достигается только в условиях многократного'(на протяжении многих месяцев, а иногда и лет) повторения упражнений.
Однако из этого не следует, что упражнения повторяются стандартно, монотонно и однообразно. Разнообразие содержания тренировочных программ, тренировочных режимов, варьирование упражнений — необходимое условие’ совершенствования двигательных навыков и физических качеств пловца.
Доступность и индивидуализация
Доступность и индивидуализация. Доступность и индивидуализация обучения и тренировки обеспечиваются в том случае, если предлагаемый пловцам материал по своему объему и трудности соответствует их физическому развитию, технической подготовленности, возрасту, полу. Это относится к изучению техники плавания, к дозировке упражнений, к календарю и программе соревнований. Чрезмерно трудные задания создают у занимающихся неуверенность в своих силах. Сознанйе недоступности задания подавляет инициативу и волю спортсмена, снижает интерес к занятиям.
Доступными должны быть и контрольные нормативы. При их определении необходимо учитывать состояние здоровья пловца, его индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности, пол, возраст, степень овладения техникой плавания и др.
Доступность обучения требует соблюдения таких методических правил:
- От простого к сложному, т. е. более простое включается в обучение и тренировку раньше, чем сложное. Например, прежде, чем приступать к обучению способу плавания дельфин, хпри котором сложно переносить обе руки одновременно над водой, изучается более простой способ — кроль, в котором руки проносятся над водой по очереди.
- От легкого к трудному. Соблюдение этого правила особенно важно при обучении спортивной технике. Например, при разучивании поворота у стенки бассейна вначале изучается техника более легких поворотов (открытых), а затем более трудных (закрытых) поворотов.
- От известного к неизвестному. Обучение технике спортивного плавания происходит гораздо быстрее и успешнее в том случае, когда тренер опирается на ранее освоенные спортсменом навыки. Так, пловцы, освоившие упражнение «выдох в воду», легче овладевают техникой дыхания в спортивных способах плавания.
Приступать к изучению нового материала можно лишь после того, как усвоен предыдущий. В отдельных случаях допускаются отступления от перечисленных правил. Например, способ плавания брасс начинают изучать с техники движений ног, хотя эти движения более сложны, чем движения руками. Это объясняется тем, что движения ногами в брассе обеспечивают не только продвижение тела вперед, но и его горизонтальное положение в воде.
Осуществляемый в процессе обучения и тренировки тщательный врачебно-педагогический контроль позволяет определить допустимые для пловца тренировочные и соревновательные нагрузки. Изучая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо установить, за счет каких неиспользованных возможностей они смогут улучшить в дальнейшем свои результаты. Например, спортсмен, хорошо владеющий техникой плавания, но недостаточно физически развитый, может улучшить свои результаты за счет повышения уровня физического развития. Как правило, пловцы в юном возрасте овладевают техническим мастерством быстрее, чем спортсмены, приступившие к занятиям плаванием в более позднем возрасте.
Все это необходимо принимать во внимание при установлении индивидуальных контрольных заданий. Способному пловцу, у которого результаты улучшаются быстро, можно и контрольное задание дать сложнее, чем тому, у кого спортивные результаты растут медленно. В успешном выполнении контрольных заданий имеет большое значение уверенность спортсмена в возможности достижения намеченной цели в установленный срок. Для этого надо, например, обсудить с пловцом контрольный норматив, убедить его в доступности выполнения этого норматива.
Доступность отдельных упражнений в плавании меняется по мере изменения уровня физического развития спортсмена и совершенствования его техники. Чем выше этот уровень, тем более сложные нормативы становятся доступными.
Доступность предлагаемых заданий во многом зависит от мастерства педагога, его умения объяснить, показать упражнения, подготовить пловца к преодолению того или иного спортивного рубежа.
Тренер обязан глубоко, всесторонне изучать своих воспитанников, их индивидуальные различия в уровне физической, технической и других видов подготовленности, отношение их к занятиям, тренировке, к своему коллективу.
Большое значение приобретает учет индивидуальных особенностей пловца при определении средств тренировки. Если спортсмен недостаточно физически развит, то следует увеличить для него объем упражнений по общей и специальной физической подготовке; если он обладает нужной силой, но имеет недостаточный уровень развития выносливости, то в программу его тренировки надо включить больше упражнений на развитие выносливости, и т. д.
Наглядность
Соблюдение этого принципа исключительно важно при обучении спортивной технике и совершенствовании в ней. Трудно, например, научиться плавать спортивными способами кроль, брасс, дельфин по словесному объяснению, не имея образного представления о движениях пловца.
Особенно большое значение имеет наглядность при обучении плаванию детей и подростков.
Советские специалисты по теории информации, работающие совместно с физиологами, доказали, что объем зрительного канала связи человека с внешней средой значительно превосходит объем слухового канала связи. Несомненным является тот факт, что зрение значительно совершеннее слуха как приемник сигналов из окружающей нас действительности . Этим объясняется справедливость известной пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Наглядность в обучении плаванию и совершенствовании в технике осуществляется путем образцового показа, сопровождаемого необходимыми объяснениями. В качестве наглядных учебных пособий применяются, например, различные фотографии, на которых показана техника сильнейших советских и зарубежных мастеров плавания, рисунки в книгах, настенные схемы, плакаты, киноматериалы, демонстрация которых сопровождается дикторским текстом или квалифицированными объяснениями педагога.
Для показа техники плавания, поворотов, старта и т. д. рекомендуется привлекать мастеров спорта или лучших пловцов из группы занимающихся. В таких случаях преподаватель имеет возможность давать необходимые объяснения непосредственно во время демонстрации техники плавания. Квалифицированные объяснения педагога, сопровождающие показ, играют большую роль в понимании занимающимися техники движений пловца.
Преподаватель обращает внимание занимающихся на общую картину движений пловца и на те элементы, которые в данный момент представляют наибольший интерес. Полезно давать ученикам такое задание: просмотрев технику того или иного пловца, оценить ее, указать положительные стороны и недостатки.
Большое значение для освоения техники плавания имеют наблюдения пловца за своими движениями, которые он производит по собственной инициативе или по указанию тренера (например: «Проверьте, разворачиваете ли вы ладони при гребке в брассе»). Эти наблюдения позволяют пловцам наглядно убедиться в достоинствах и недостатках собственной техники. Они повышают активность занимающихся и их интерес к совершенствованию своей техники плавания. Полезна фиксация движений пловца с помощью видеомагнитофона с последующим просмотром их и анализом.
Прочность
Прочность достигается в результате многократного обдумывания пловцом движений и их повторения. Благодаря хорошему освоению и многократному повторению движение выполняется свободно и экономно.
При совершенствовании в технике плавания лишние, ненужные движения устраняются. В этом процессе уточнения движений большая роль принадлежит органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вестибулярному аппарату, с помощью которых пловец контролирует свои движения и управляет ими.
При отсутствии тренировки двигательный навык плавания постепенно ухудшается. Прежде всего теряется то тонкое, своеобразное ощущение, которое характерно для состояния тренированности пловца, т. е. «чувство воды». Движения пловца становятся напряженными, так как теряется тонкая дифференцировка в чередова;нии напряжения и расслабления мышц. Все это мало заметно, для глаза даже опытного наблюдателя, но отчетливо ощущается самим пловцом.
Через некоторое время наступает ощутимое снижение спортивных результатов, которое происходит за счет дальнейшего качественного ухудшения навыка плавания: снижается сила гребка, уменьшается шаг пловца, скорость плавания, и т, д. На качество навыка Плавания отрицательное влияние оказывает снижение уровня физической подготовленности пловца, но навык плавания сохраняется практически на всю жизнь.
Оздоровительная направленность обучения и тренировки
Оздоровительная направленность обучения и тренировки. В процессе обучения и тренировки решается важная задача — укрепление здоровья спортсмена. Поэтому обязательным требованием является соответствие режима, условий обучения и тренировки гигиеническим требованиям, а также возрасту и подготовленности пловца.
Как отмечалось выше, тренировочные занятия проходят под систематическим врачебно-педагогическим контролем. Тренер обязан учитывать данные врачебного контроля, иметь полное представление о состоянии здоровья своих учеников, об их функциональных возможностях, чтобы строить обучение и тренировку с учетом индивидуальных особенностей каждого пловца.
В свою очередь, необходимо, чтобы врач был хорошо осведомлен о задачах, содержании тренировки каждого пловца, о результатах, показанных им в процессе занятий и соревнований. Желательно, чтобы врач регулярно посещал тренировочные занятия и соревнования и, насколько позволяют условия, проводил наблюдения в бассейне, определяя непосредственное влияние тренировочных нагрузок на организм пловца.
Пловцы должны овладеть методикой самоконтроля (техника взвешивания, определение жизненной емкости легких, пульсометрия) и уметь производить записи результатов этих измерений в дневнике тренировки. Помимо указанных данных, в этот дневник записываются содержание тренировки и такие субъективные показатели, как работоспособность, сон, аппетит, желание тренироваться, степень утомления после работы, тренировки или соревнования, болевые ощущения и др. Тренер вместе с врачом и спортсменом анализируют полученные данные, делают необходимые выводы и вносят соответствующие изменения в содержание тренировок.
Врач принимает участие в совещаниях тренерского совета, в составлении перспективного и текущего планов тренировки, ведет точный учет данных врачебного контроля, анализирует их и обсуждает результаты этого анализа вместе с тренерами.
Установление тесного делового контакта в процессе тренировки между тренером, врачом и спортсменом — необходимое условие успешного тренировочного процесса.
Изложенные в данном разделе принципы взаимосвязаны. Их реализация более подробно раскрывается в других главах данного учебника.
Задачи воспитательной работы
Задачи воспитательной работы. Решающей стороной подготовки советского спортсмена, от уровня которой в значительной степени зависит формирование его личности как гражданина Советского Союза, является воспитание его моральных качеств. Основой воспитания моральных качеств служит моральный кодекс строителя коммунизма, изложенный в Программе КПСС. Воспитательна^ работа педагога в большой мере определяет отношение спортсмена к тренировке, его интерес и увлеченность, готовность соблюдать спортивный режим, преодолевать трудности, возникающие в процессе тренировки и соревнований, от чего в конечном^ггбге зависит рост спортивных достижений.
Задачи воспитания молодого человека — строителя коммунистического общества с исчерпывающей полнотой определил Владимир Ильич Ленин в речи на III съезде комсомола. «Надо, — говорил он,— чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».
И дальше: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».
Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ JI. И- Брежнев с предельной ясностью охарактеризовал в речи на XVII съезде BJ1KCM содержание нашей коммунистической морали: «Мораль, которой мы руководствуемся, — сплав беззаветной преданности идеалам коммунизма и высокой гражданственности, любви к своей социалистической Родине и братской солидарности с трудящимися всех стран, коллективизма и непримиримости к нарушениям общественного долга. Наша коммунистическая мораль по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты морального облика советского человека».
Этими словами и определяется основное- направление коммунистического воспитания советской молодежи, в том числе спортсменов-пловцов.
Коммунистическая партия осуществляет идейное воспитание трудящихся через печать, радио, телевидение, сеть политического образования, школу, профсоюзные, комсомольские и другие, в том числе спортивные, организации. Советского человека воспитывает весь уклад жизни социалистического общества.
Большое воспитывающее влияние на формирование моральных качеств спортсмена оказывают преподаватели по физическому воспитанию, тренеры.
Как правило, тренеру по плаванию приходится иметь дело с еще не вполне сформировавшимися в физическом и нравственном отношении подростками, юношами и девушками. Это налагает на педагога особую ответственность за воспитание их морального облика. В задачу советского тренера входит воспитание спортсменов в духе коммунистической морали, беззаветной преданности советской Родине, Коммунистической партии.
Нравственное воспитание спортсмена имеет большое значение для решения спортивных задач. Напряженная многолетняя тренировка, участие в соревнованиях, достижение высоких спортивно- технических результатов требуют от спортсмена мобилизации всех его физических и психических возможностей. Опыт показывает, что эффективность тренировки, спортивные результаты во многом зависят от качества воспитательной работы, проводимой среди спортсменов. Советские спортсмены не раз завоевывали победы на крупнейших международных соревнованиях, устанавливали мировые и всесоюзные рекорды благодаря сплоченности, организованности и дисциплинированности команд, проявлению воли в достижении этих рекордов.
Воспитательная работа тренера должна сочетаться с воспитательным воздействием семьи, школы или производства, партийной и комсомольской организаций, с которыми тренер обязан поддерживать тесную связь.
Перед советским тренером ставится большая, благородная задача -воспитать спортсмена-гражданина, сознательного и активного борца за новое коммунистическое общество, воспитать достойную смену старшему поколению мастеров плавания.
Воспитание советского патриотизма
Воспитание советского патриотизма. К числу основных задач нравственного воспитания, осуществляемого непосредственно в процессе обучения и тренировки, относится задача воспитания советского патриотизма как движущей силы советского общества, воспитания спортсменов в духе безграничной любви к своей социалистической Родине.
В отчете Центрального Комитета КПСС XXV съезду партии сказано: «Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».
Горячая любовь к своему Отечеству в первую очередь определяет моральный облик каждого советского человека, определяет направление всей его деятельности.
Присущие советским людям черты социалистического отношения к труду и общественной собственности, воля, мужество, стойкость в борьбе с трудностями, смелость, дисциплинированность, честность, скромность и другие ценные качества опираются на глубокое чувство советского патриотизма.
Патриотизм советских людей неразрывно сочетается с пролетарским интернационализмом. Выступления наших спортсменов в международных соревнованиях, совместные тренировки со спортсменами других стран способствуют укреплению мира и дружбы народов.
Соревнования внутри нашей страны, в которых участвуют пловцы различных национальных республик, являются одним из ярких свидетельств морально-политического единства, нерушимой братской дружбы между народами СССР.
Воспитание глубоких патриотических чувств, пролетарского интернационализма, любви и уважения ко всем народам нашей Родины— важнейшая воспитательная задача, осуществляемая в процессе спортивных занятий и соревнований при повседневном общении педагога со своими учениками. Необходимо довести до их сознания, что занятия спортом—это не только личное дело, но одновременно и общественный, патриотический долг.
Международные спортивные встречи привлекают к себе всеобщее внимание и вызывают глубокие патриотические переживания не только у самих спортсменов, но и у миллионов трудящихся Советского Союза. Добиться победы в международных спортивных соревнованиях, установить новый мировой или европейский рекорд, чтобы приумножить спортивную славу своей великой Родины, — высший стимул для советского спортсмена.
Общественное значение физической культуры и спорта в наши дни особенно возросло. Улучшение спортивных результатов и завоевание новых мировых рекордов — дело чести советских спортсменов. Советская система физического воспитания, основанная на глубоко патриотической идее подготовки граждан СССР к труду и защите Родины, раскрывает широкую возможность для воспитания у занимающихся беззаветной любви к своему Отечеству.
Важной задачей тренера является -воспитание у своих учеников любви к спорту, плаванию, к своему спортивному коллективу. Это достигается отличной постановкой учебно-спортивной работы, содержательными спортивными занятиями, дружбой между членами спортивного коллектива, его традициями, а также участием спортсмена в личных и особенно в командных соревнованиях, где он защищает честь своего коллектива.
Патриотические чувства пловцов необходимо направить в первую очередь на улучшение успеваемости в школе, на серьезное, ответственное отношение к тренировкам. Тренер и совет спортивной школы обязаны повседневно интересоваться тем, как учится и проводит свой досуг каждый пловец.
Советский тренер, осуществляя педагогический процесс, должен глубоко вникать в жизнь своих учеников, стараться быть не только их руководителем, но и другом. Это позволяет более эффективно решать воспитательные задачи.
Большое воспитывающее, патриотическое значение имеет общественная работа, выполняемая спортсменом в самой спортивной школе (комсорг, староста группы, капитан команды, член редколлегии стенной газеты, тренер-общественник и др.). Надо всемерно развивать и поддерживать общественную инициативу спортсменов.
Воспитание советского патриотизма осуществляется в тесной связи со всеми сторонами воспитания всесторонне развитого человека коммунистического общества.
Занятия спортом оказывают положительное влияние на трудовое воспитание спортсмена.
Трудовое воспитание
Современная тренировка пловца, участие в ответственных соревнованиях представляют собой сложный труд, требующий от спортсмена максимального напряжения физических и духовных сил. Без этого нельзя достигнуть победы в соревнованиях, завоевывать медали, устанавливать мировые рекорды. Этот труд оказывает огромное влияние на формирование личности спортсмена.
В нашей стране труд спортсмена получил общенародное признание. Например, как уже отмечалось выше, за высокие спортивные достижения на XXI Олимпийских играх в Монреале свыше трехсот участников, в том числе пловцов и их тренеров, награждены Правительством СССР орденами и медалями.
Формированию различных трудовых навыков содействует работа юных спортсменов, занимающихся в ДЮСШ, в спортивно-оздоровительных лагерях во время летних каникул, куда они выезжают вместе с тренерами. Наряду со спортивной тренировкой, общеоздоровительными упражнениями они занимаются там сельскохозяйственным трудом в совхозах и колхозах.
Молодые спортсмены под руководством тренеров постепенно приобретают трудовой опыт, овладевают различными видами труда нарастающей сложности и трудности. Важно, чтобы трудовой процесс был хорошо организован, чтобы труд соответствовал физическим и интеллектуальным возможностям молодого спортсмена, чтобы цель труда была ему понятна, чтобы он видел материальные результаты — продукт своего труда.
Умение сочетать успешную учебу в школе с трудовой практикой и систематическими тренировками в бассейне содействует разностороннему воспитанию спортсмена.
Воспитание воли
Важнейшей чертой характера, необходимой пловцу-спортсмену, является воля, способность преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению цели. Необходимым условием воспитания и проявления волн является формирование у спортсмена коммунистического . мировоззрения, определяющего направленность его воли, принципиальность, целеустремленность.
Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства закаляют волю спортсмена. Положительную роль в этом играют контрольные нормативы, устанавливаемые тренером совместно с пловцом.
Тренер должен ставить перед спортсменом близкие и перспективные цели, связанные с преодолением трудностей, например трудностей спортивного режима и тренировки, разъяснять их значение, сущность поставленных целей и задач.
Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, самостоятельность в проявлении воли. «Мы требуем от нашего гражданина, — писал А. С. Макаренко, — чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ,ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативной и творческой волей».
Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно намечать себе цели и искать пути к их осуществлению. Тренеру принадлежит в этом направляющая роль (при этом необходимо проявлять такт и не сковывать инициативу спортсмена).
В ходе самих соревнований нередко возникают непредвиденные ситуации, заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании у него инициативности, воли.
Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания, тактическая зрелость пловца. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность пловца, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику спортсменов, их тактическое мастерство, тренер одновременно воспитывает и волевые качества у своих учеников.
Воспитание воли в процессе занятий спортом успешно осуществляется тогда, когда тренер специально ставит эту задачу и педагогически правильно ее решает в связи со всесторонним воспитанием личности спортсмена. Как известно, занятия спортом, особенно при коллективной тренировке, создают благоприятные условия для воспитания сильной воли, твердого характера. Реализация этих благоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-воспитательной работы со спортсменами.
Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.
Воспитание сознательной дисциплины
Воспитание сознательной дисциплины. Сознательная дисциплина трудящихся основана на единстве цели построения коммунистического общества и является одним из важнейших условий успешного строительства коммунизма.
Сознательная дисциплина необходима и в спорте. Только при соблюдении сознательной дисциплины как во время тренировок, так и на соревнованиях спортсмены могут добиться высоких результатов.
Сознательная дисциплина — это инициативная дисциплина. Ее особенность состоит в том, что спортсмен активно стремится выполнить указания, правила поведения, правила соревнований, ибо он убежден в необходимости их выполнения. Это подчеркивал А. С. Макаренко: «…в советском обществе дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности»
Содержательные, организованные тренировочные занятия, хорошо подготовленные и четко проведенные соревнования имеют, первостепенное значение в воспитании сознательной дисциплины у пловцов. Руководящая роль в этом принадлежит тренеру и спортивному судье.
Большую роль в воспитании и поддержании дисциплины играет правильно организованный систематический учет посещаемости, успеваемости, динамики спортивных результатов, который ведет тренер.
Необходимо повседневно, систематически осуществлять работу по воспитанию дисциплины, как и всю воспитательную работу, добиваясь, чтобы каждый пловец глубоко понял смысл того или иного требования и важность их выполнения.
Формирование личности в спортивном коллективе
Формирование личности в спортивном коллективе. Положительное воспитывающее влияние на формирование личности оказывает сплоченный спортивный коллектив, в котором центральной фигурой является тренер.
Вопросы, касающиеся жизни коллектива (план учебно-спортивной и воспитательной работы, календарь соревнований, план подготовки коллектива и отдельных пловцов к конкретному соревнованию, ход сдачи норм комплекса ГТО, поведение отдельных спортсменов на тренировках, соревнованиях, в школе и др.), обсуждаются на совете спортивной школы.
Хорошо подготовленные и проведенные собрания пловцов также имеют воспитательное значение. Они сплачивают, активизируют коллектив, вводят его в курс спортивной жизни, повышают ответственность.
С первых же шагов юных спортсменов в плавании надо привлекать их к выполнению посильной общественной работы: участию в коллективной уборке бассейна, подготовке мест занятий, уборке инвентаря, выполнению различных поручений.
Тренер должен содействовать созданию здоровой атмосферы в коллективе, развитию критики и самокритики.
Чтобы коллектив жил полнокровной жизнью, важно правильно планировать учебно-спортивную и идейно-воспитательную работу в нем. Такие планы обычно разрабатываются на год вперед, что дает возможность каждому спортсмену видеть перспективу своего дальнейшего роста.
Существенную роль в укреплении коллектива играют спортивные традиции. Они помогают сплотить коллектив, что усиливает его воспитывающее влияние на спортсменов. Важно поддерживать и укреплять эти традиции.
Нередко в спортивной команде возникают ситуации, когда спортсмену приходится поступиться своими личными интересами ради команды, коллектива. Подобных примеров в спортивной жизни немало. Тренеру нужно не оставлять без внимания такие примеры, подчеркивая большую значимость того, что интересы команды должны быть выше личных интересов.
Способы формирования и укрепления спортивного коллектива, его воспитания могут быть различными. Необходимо, чтобы тренеры, используя свой педагогический и жизненный опыт, творчески применяли различные приемы воспитания.
Эстетическое воспитание и культура поведения
Эстетическое воспитание и культура поведения. Занятия спортом в нашей стране направлены на решение одной из основных задач программы КПСС — воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важно развивать у спортсмена художественный вкус, эстетическое восприятие, в частности восприятие движений. Этому помогает, например, знакомство с произведениями искусства: картинами, скульптурами, изображающими отдельные моменты движений человека (такими, например, как скульптура Мирона «Дискобол», скульптура Янсон-Манизер «Пловчиха»), Неисчерпаемое богатство движений в спорте развивает эстетический вкус, воспитывает понимание целесообразности движений, их красоты.
Благодаря радио и телевидению крупные соревнования наблюдают и слушают миллионы зрителей. Они оценивают не только мастерство, эстетическую сторону выполнения движений, но и культуру поведения участников соревнований, особенно ярко проявляющуюся в ходе острой спортивной борьбы (скромность, благородство, деликатность у победителей; достоинство и выдержка у проигравших). Это накладывает большую ответственность на спортсменов, участвующих в соревнованиях, и особенно в международных, где они являются представителями своей великой Родины.
Тренер и коллектив должны воспитывать и закреплять у спортсменов навыки и привычки культурного поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали.
Личный пример тренера
Личный пример тренера. Один из основных методов воспитания пловца — воздействие положительного примера тренера. Нравственное воспитание начинается именно с примера самого воспитателя, внешний облик которого, слова, поведение, поступки находятся в центре внимания занимающихся. Личный пример тренера оказывает тем большее влияние, чем большим уважением пользуется он у учеников и окружающих. Оно основывается на признании спортсменами авторитета тренера, в первую очередь в области своего вида спорта.
Личный пример тренера, его поведение оказывают существенное влияние на успех учебно-спортивных занятий, на рост спортивного мастерства, на весь процесс воспитания пловца.
Воспитывающее влияние тренера выходит за пределы непосредственного общения со своими учениками. Советский тренер — это человек, обладающий марксистско-ленинским мировоззрением, пламенный патриот своей Родины, преданный делу построения коммунизма, в совершенстве владеющий теорией и методикой своего вида спорта, широкообразованный человек. Это требует от тренера систематической работы над повышением своего политического и культурного уровня, педагогической квалификации.
В своей педагогической деятельности тренер использует в воспитательных целях положительные примеры коллег по работе, примеры упорного труда выдающихся советских спортсменов, их героизма на фронте и в труде в мирных условиях, примеры их тренировки, выступлений на международных соревнованиях.
Важно, чтобы весь воспитательный педагогический процесс был направлен на формирование пловца как патриота социалистической Родины, всесторонне развитого человека—строителя коммунистического общества.