sport-in » Статьи » Здоровое и красивое тело » Понятие здоровья и критерии здоровья

Понятие здоровья и критерии здоровья

0 402 12-07-2020 09:39

Понятие здоровья и критерии здоровья«Здоровье — это еще не все, но все без здоровья — ничто» Сократ

Среди ключевых проблем 21 века — эпохи информационного образовательного общества, особенно остро стоят проблемы здоровья, в связи с интегративным воздействием факторов агрессивной окружающей среды, в том числе педагогической, ненормальным питанием, вредными привычками, гиподинамией, гипокенезией, широким внедрением компьютерных терминалов. Проблемы здоровья нации приобретают важное социальное значение.

В каждом человеке от природы, то есть генетически, заложен определенный» запас жизненных сил, которые он расходует по своему разумению, в соответствии с определенными внешними условиями. Жизнь — это благо, а благо в жизни — это здоровье. Так что же такое здоровье, как определить это понятие, какими качественными и количественными критериями оно выражается? Вопрос этот поставлен не сегодня.

С тех пор как шил и испытывают страдания, вызываемые болезнями, и были выявлены некоторые причины их появления, возникло стремление понять, что же такое здоровье, от каких условий и факторов оно зависит, как его сохранить, как избежать болезней и преждевременной смерти.

Изучение механизмов развития здоровья невозможно без пни низа истории вопроса. Ибо в данном случае история представлений о здоровье, больше чем история. Опыт, накопленный человечеством по данной проблеме, обладает большим потенциалом для понимания особенностей формирования новых подходов оздоровления.

Одной из самых древних идей сохранения здоровья, характерной для западного человека, дошла до нас в трудах древнегреческого врача и натурфилософа Алкмеона (6-5 в. ч п ).) Здоровье он трактовал как демократическое равенство элементарных сил: горячего — холодного, влажного — сухого, горького — сладкого: монархия одной из них приводит к гибели другой и вызывает болезнь. От Алкмеона берет начало понимание здоровья как сбалансированного равновесия противоположностей.

Для Платона (древнегреческий философ 4-3 век д.н.э.) «здоровье — это гармония между рассудком, страстями и телом, соразмерность между душой и телом.

«О воздухах, водах и местностях» — так Гиппократ (древнегреческий врач и философ, современник Платона) именует среду обитания. Трактат под этим названием — один из самых выдающихся трудов мировой литературы о здоровье. Он изложил основы антропогеографии, сделал вывод о влиянии среды на здоровье человека. Развитие человека в соответствии с природой дает здоровье, нарушение законов природы приводит к болезни.

Гиппократ рассматривал человека как неотъемлемую часть природы. Влияние климатических условий на здоровье он рассматривал широко. По его мнению, климат влияет на форму тела, духовные наклонности, храбрость, любовь к свободе Гениальной догадкой является утверждение Гиппократа, что тело человека не пассивно к повреждениям Оно сопротивляется Рассмотрение причин потери здоровья он начинает с питания Недостаток и избыток питания вызывает болезни. К пищевым веществам он причисляет и воздух.

Есть в истории идей о здоровье и свои звездные часы, когда по воле гения из разрозненных фактов и догадок рождаются глубокие обобщения, возникают стройные системы понятий Воззрения о здоровье Ибн-Сины (Авиценны) являются одним из важнейших этапов в истории этих гениальных обобщений. Его заслуга в том, что ему удалось объединить достижения других мыслителей в целостную систему сохранения здоровья с учетом климата, возраста и особенностей культурно — бытовых традиций народов Востока.

Основа искусства сохранения здоровья у Ибн-Сины состоит в соблюдении соразмерности влияющих на него причин. Этих причин семь уравновешенность натуры, выбор пищи, очистка тела, сохранение правильного телосложения, улучшение того, что вдыхается через нос, приспособление одежды, уравновешенность физического и духовного движения (сюда можно отнести сон и бодрость)

Восемнадцать веков назад римский врач Гален оставил большое число определений этого понятия, и некоторые из них все еще созвучны современным общепринятым представлениям. Они примечательны тем, что отражают отдельные аспекты основной концепции, и в этом можно убедиться на следующих трех примерах.

«Здоровье — вид гармонии, но его пределы очень широки и не у всех из нас одинаковы». «То состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности, мы называем здоровье». И, наконец, «здоровье заключается в совершенстве функций и органов». Сейчас при определении понятий «здоровье» приходится встречаться с очень широким набором его характеристик. Единого мнения среди ученых относительно дефиниции здоровья как в отечественной, так и в зарубежной литературе пока нет.

Составляющие здоровья широко варьируют от отсутствия полезней и нормальной функции организма до полного физического, духовного и социального благополучия.

Важнейшей характеристикой здоровья считается способность человека быстро адаптироваться к изменяющейся среде. Примером такого понимания сущности здоровья является определение Е. Гольдсмита. Здоровье по Гольдсмиту это длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических или социальных воздействий.

Проанализировав историю развития здоровья и болезней от ее истоков до XX века, Рене Дюбо в книге «Мираж здоровья» пришел к выводу, что не изобретение вакцин и лекарств, а эволюция и совершенствование способности приспосабливаться к меняющейся обстановке прежде всего повлияли на снижение числа эпидемий в Европе с XVII по XX век.

Самым распространенным остается, содержащийся в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определение здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов. Ценность данного определения заключается в том, что оно является позитивным и учитывает социальную среду.

Изучением проблемы здоровья занимались и занимаются многие отечественные ученые. По мнению Ю.П. Лисицына, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие В.П. Казначеев определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Он подчеркивает необходимость создания таких условий, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Понятие «здоровье» обширно и многогранно, оно занимает пограничную область на пересечении телесного и духовного, биологического и социального, индивидуального и глобального.

Сегодня выделяют 3 уровня здоровья:

  • здоровье отдельного человека;
  • здоровье малых социальных этнических групп (семейное или групповое здоровье);
  • здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, селе, на определенной территории.
  1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма — основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье — состояние психической сферы — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
  4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивидуума в обществе.

Признаками здоровья считают.

  • специфическую и неспецифическую устойчивость к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Медицинское направление изучения здоровья включает мониторинг состояния здоровья, начиная с раннего возраста как I» количественном, так и в качественном измерении. Здесь критериями здоровья являются показатели заболеваемости, смертности, уровень инвалидности, средняя продолжительность мини.

В настоящее время разрабатывается большое количество составных индикаторов (индексов) здоровья, комбинирующих чинные по заболеваемости, инвалидности и т.д. Позитивный »ч ляд в осмыслении понятия здоровья населения привел к переносу акцентов на продолжительность здоровой жизни, т.е. жизни, не ограниченной болезнями и обусловленной ими инвалидностью.

Одним из наиболее популярных в последние годы является индекс, предложенный экспертами Мирового панка для оценки эффективности инвестиций в здравоохранение. И русской транскрипции он звучит как Глобальное время полезней (ГВБ), который количественно определяет потери в здоровой жизни из-за болезни.

Единица, используемая для измерения ГВБ — год жизни с поправкой на нетрудоспособность. И показателе ГВБ учитываются потери в результате преждевременной смертности, которая определяется как разница между фактическим возрастом на момент смерти и ожидаемой продолжительностью жизни, а также утрата здоровых лет жизни н результате инвалидности.

Этот показатель дает возможность учитывать не только медицинские, демографические, но и этнологические категории.

Достоинство комбинированных индексов здоровья состоит в том, что в них рассматриваются не только негативные, но и позитивные характеристики здоровья — человекогоды благополучной жизни.

Вопросы профилактики болезней впервые были затронуты только в Пятой общей программе работы ВОЗ (1973-1977г.г.). К этому подтолкнула эволюция патологии в сторону роста неинфекционных заболеваний, особенно в промышленных странах. У неинфекционных болезней в своей основе принципиально иные истоки — влияние социальной и культурной среды, экономических и поведенческих факторов. Поэтому их предупреждение и борьба с ними требовала поиска новых подходов, выходящих за рамки чисто медицинских мер.

Все больше появляется работ, где утверждается, что здоровье людей в большей мере зависит от социально — экономических факторов и образа жизни, чем от объема и качества медицинских услуг. В работе американского ученого Дж. X. Ноулса «Ответственность индивидуума» (1977) указывается, что процент людей, рождающихся здоровыми и заболевающих в результате неправильного образа жизни и воздействия вредных факторов среды достигает 99%

Экспертами ВОЗ образ жизни был поставлен на первое место по степени влияния на здоровье. Было определено, если условно принять здоровье за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, 10% — от деятельности системы здравоохранения, 50% — от образа жизни. В связи с этим меняются подходы к санитарному просвещению.

Теперь стали заниматься не отдельными формами поведения (курение, наркомания, алкоголизм и др.), а отдавать предпочтение рассмотрению образа жизни личности, который, в свою очередь, несет на себе отпечаток образа жизни, семьи, общины, страны. Стало очевидным, что успешно влиять на отдельные формы поведения невозможно, если не учитывать образа жизни человека и общественных групп, который складывается под воздействием общественных ценностей, традиций.

Появилась потребность в методах, опирающихся на знания из области экологии человека и взаимодействия экологических факторов и факторов физической и социальной среды, которые оказывают влияние на гармоничное развитие человека. Учитывая, что образ жизни формируется с детских лет, и здесь огромную роль играет семья и школа.

На тематических дискуссиях Европейского регионального бюро ВОЗ дано определение термина «образ жизни». «Образ жизни представляет собой модель поведения, выбранную человеком из числа альтернативных решений, обусловленных социально — экономическими факторами, которые позволяют ему отдавать предпочтение одним моделям над другими».

Есть и другие определения, бытующие в ВОЗ. Например: «Общий способ жизнедеятельности в основе которого взаимодействие между условиями жизни в широком смысле и индивидуальными факторами поведения, определяемыми социально-культурными факторами и чертами личности».

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Таким образом, сегодня в понятие «здоровье» включаются формы поведения, которые позволяют улучшать жизнь, делать её более благополучной, достигать высокой степени саморегуляции.

Утверждается, что для достижения высокой степени благополучия необходимо сочетание социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной составляющих развития. Каждая из этих составляющих важна сама по себе и влияет на все остальные. Такое понимание здоровья не находит объяснительных механизмов в рамках традиционной биомедицинской концепции.

Поэтому сегодня исследование феномена здоровья происходит также на социокультурном, социально- психологическом и индивидуально-личностном уровнях. С индивидуальной культуры здоровья, т.е. его ценностных ориентиров, целей, установок, выдвинута необходимость постулирования ценностного смысла здоровья Ценность здоровья связывается с успешностью в учебе, профессии, самостоятельностью, независимостью, молодостью, бодростью, счастьем, семейной жизнью.

Сейчас в западном обществе, особенно в США, утверждается значимость модели «качество жизни — здоровье», которая в отличие от модели «образ жизни — здоровье» предусматривает обратную связь, состоящую в самооценке человеком своей жизни в связи со своим здоровьем. Поэтому такая модель требует выбора форм занятий с акцентом на психологию и философию здоровья, а не направленных исключительно на удовлетворение физиологической потребности в движении. Следовательно, формирование основ здорового образа жизни является промежуточным этапом, а конечная цель любой программы — укрепление здоровья и повышение качества жизни.

Данное понятие можно рассматривать как комплексную характеристику экономических, политических, социальных и идеологических факторов, определяющих положение человека в обществе. Здоровье является одним из базовых параметров, определяющих качество жизни.

При оценке качества жизни учитывается соответствие среды обитания человека его потребностям, отражаемое рядом параметров (обеспеченность жильем, бытовым и медицинским обслуживанием, учреждениями культуры, образованием и т.п., продолжительность жизни, уровень заболеваемости, наличие политических свобод, соблюдение прав человека и пр.)

Одним из наиболее современных комплексных показателей, с помощью которого на международном уровне оценивается качество и уровень жизни, является так называемый индекс  человеческого развития» (ИЧР) или «индекс развития человеческого потенциала», который был разработан сотрудниками программы развития ООН.

Индекс человеческого развития — это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов, характеризующих развитие человека — долголетия, образоваиности и уровня жизни. ИЧР устанавливает максимум и минимум для каждого измерения и затем показывает, где находится каждая страна относительно любой их этих шкал ,которые выражены в величинах от 0 до 1. Величины этих трех измерений затем интегрируется в общий индекс.

Согласно «Отчету по человеческому развитию, 1999» Россия по ИЧР занимает 55 место среди 177 стран, по которым этот индекс рассчитывался. Россия находится в группе с высоким уровнем человеческого развития (0,800 и выше), куда входят 57 стран. Двадцатый век остро поставил вопрос об и изучении не просто количества лет, а именно качественно прожитых лет. Н.Н. Веселкова, Ю.М. Комаров разделили существующие публикации по оценке качества жизни с позиций потенциала здоровья на четыре основных категории: физическое состояние (индивидуальные способности, ограничения в связи с возрастом или болезнью, физическое благополучие), психическое состояние (познавательные функции, психологическое благополучие, контроль эмоций и поведения, уровни тревоги и депрессии) социальное функционирование (мобильность, межличностные контакты, социальные связи) ролевое функционирование (исполнение обязанностей на работе, дома, общее субъективное восприятие своего здоровья, болевых ощущений)

Впервые публикации об оценке качества жизни применительно к здоровью появилось в 40-х г г. XX в.

Сначала они касались оценки физического состояния пациентов, затем исследователями были выделены психологические феномены. Было установлено, что любые изменения состояния здоровья могут отражаться на общем восприятии человеком своего здоровья, при этом фактор общего ухудшения будет основным для разных отклонений в состоянии здоровья.

Важное значение придавалось мобильности как основной функции организма, позволяющей приспособиться к изменяющимся условиям природной и социальной среды. Интерес к данной проблеме возрастал, о чем свидетельствует увеличивающийся поток литературы. Так с 1966 г. по 1970 г. в названиях только 4 статей содержалось сочетание «качество жизни», в период 1970 -74 г.г их стало 33, а с 1978 по 1980 достигло 200.

Оценка здоровья все больше смещается в сторону определения степеней социальной адаптации. Удовлетворенность жизнью представляется как способность человека приспособиться к постоянно меняющемуся миру. И, наоборот, неспособность адаптироваться к условиям общества сама по себе не рассматривается как болезнь, но вызывает не менее тяжелые и опасные для здоровья отклонения в поведении человека, часто ведущие его к отстранению от продуктивных структур общества, к потере смысла жизни. В реальной жизни социальная адаптация проявляется в различных формах ухода от жизненных трудностей.

В связи с этим некоторые вредные привычки — злоупотребление стимуляторами, систематический прием снотворного, алкоголя, курение табака рассматриваются как первая степень стресса приспособления или дезадаптации Эти формы стресса, как правило, полностью компенсируются Здесь лучшими адаптогенами являются сауна, бассейн, физические нагрузки. Основная масса активной популяции характеризуется именно 1 степенью дезадаптации.

Вторая степень дезадаптации — начало декомпенсаций. Это систематическое курение, регулярное употребление алкоголя, применение слабых наркотиков, лекарств, вызывающих зависимость, поведенческие антисоциальные реакции.

Дезадаптация — первопричина, начало отклоняющегося поведения — симптом. Наши привычки начинаются как удовольствие, в котором не было нужды, а кончаются как зависимость, которая не приносит удовольствия. Но вторая степень еще совместима с продуктивной деятельностью и, как правило, излечима. И здесь также решающую роль может сыграть двигательная активность.

Третья степень социальной дезадаптации — уход в болезнь нли вредную привычку с резким ограничением или полной потерей трудоспособности. Возникает полное пренебрежение к (поему здоровью (медленное самоубийство), снижается уважение к чужому здоровью и жизни (криминогенность личности). Лечение возможно, но успех маловероятен.

Четвертая степень дезадаптации — это полное отрицание ценностей, которыми живет общество Отсюда — антиобщественное поведение.

Во многих публикациях утверждается мысль, что главной патологией, снижающей качество жизни населения, становится социальная дезадаптация. Огромное влияние уделяется обучению людей культуре здоровья, способствующей повышению толерантности организма в изменившихся условиях. Это согласуется с предложением J.E.Ware, что нужно выделить еще две составляющие здоровья: общее восприятие благополучия и ролевую деятельность. Последнее предполагает личную ответственность каждого за свое здоровье Человек может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом, быть социально активным, не употреблять алкоголь, наркотики, не курить.

Сегодня здоровье понимается не только как нечто заданное, к чему остается лишь адаптироваться, но и как то, что поддается контролю и направленному воздействию, что может поддерживаться и даже улучшаться Здоровье понимается не как состояние и условие, а как некий объект, на который человек может направлять свои действия, которыми он может манипулировать самыми разными средствами, выбор которых в его власти. Следовательно, необходимо приложить усилия, способствующие формированию мышления, направленного на укрепление здоровья с помощью доступных средств, прежде всего физической культуры, так как среди множества влияний на здоровье человека, двигательная активность зависит от самого человека и может быть преобразована его волей и настойчивостью.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: