Среди основных психофизических качеств особое место занимает ловкость, характеризующая комплексную способность организма человека быстро, точно и находчиво перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
С биологической точки зрения ловкость как качество обусловлено степенью пластичности нервных процессом и коре больших полушарий головного мозга, позволяющих человеку отличать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, проявлять умения ориентироваться в окружающей среде, сохраняя равновесие.
Для развития ловкости необходимы разнообразные но сложности упражнения и организационно-педагогические условия проведения занятий. Речь идет, прежде всего, об игровой деятельности. В ней педагог использует в упражнениях необычные исходные положения; быструю смену различных положений рук, ног и туловища у детей; изменение скорости и темпа движения, способы его выполнения; использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимосогласованных коллективных действий несколькими детьми и т.д.
Исследования показывают, что изменение объема двигательной активности детей в режиме дня не оказывает особого влияния на темпы роста ловкости как двигательной способности у детей, сохраняя лишь половые отличия.
Кроме того, могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие — это кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др. При этом показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами (челночный бег), бег с обеганием препятствий и другие.