Первая стадия — генерализация, т.к. в период поступления в организм первичной информации мозг отвечает на это не одним специфическим раздражителем, а множеством близких или даже далеких от него раздражителей. Данный ответ проявляется в генерализованной двигательной реакции, сопровождающейся большими сдвигами кровообращения, дыхания и других вегетативных функций.
Другими словами, — это период сочетания поиска и формирования адекватной многонейронной функциональной системы, в рамках которой в будущем и будет образована необходимая временная связь или условный рефлекс.
На этой стадии система адекватной реакции на раздражители еще не сложилась, она только намечается, а поэтому охватывает явно избыточное количество афферентов и эфферентов, что и находит свое выражение в подобных генерализованных реакциях путем чрезмерной активности нуклеиновых кислот и белков в больших полушариях коры головного мозга.
Вторая стадия — концентрация. Эта характеризуется тем, что временная связь в мозге уже возникла, т.е. имеется определенная, но еще достаточно ограниченная многонейронная функциональная система, охватывающая представительство как условных, так и безусловных раздражителей. В этой системе реализуется интенсивное и достаточно концентрированное возбуждение через механизмы «генетика-физиология», вызывающее значительную активацию нуклеиновых кислот и белков.
Иными словами, процесс возбуждения приводит к формированию системного структурного следа, составляющего основу будущего движения. При этом явления генерализованных реакций (т.е. эмоционального поведения) оказываются излишними и поэтому быстро идут на убыль.
Третья стадия имеет две фазы: первичная — стабилизация и вторичная — автоматизация. На начальной фазе она характеризуется наличием в мозге новой многонейронной функциональной системы (т.е. сформировавшимся физиологическим системным структурным следом, который является достаточно устойчивым и свидетельствует о появлении динамического стереотипа).
При этом, синтез нуклеиновых кислот и белков в этой системе временных связей уже не увеличивается. На вторичной фазе происходит экономизация приобретенной двигательной реакции, которая становится непроизвольной, т.к. уже не сопровождается явлениями эмоционального поведения ребенка.
Четвертая стадия характеризуется разрушением сложившегося структурного следа и утратой достигнутой адаптации. Это происходит в двух случаях: либо в процессе освоения более сложного двигательного действия на ос- иове уже имеющегося динамического стереотипа, либо в результате тяжелой патологии, способствующей его угаса- иию или появлению нарушений в аппарате воспроизведения. При этом о полном исчезновении «системного структурного следа» речь конечно не идет.
Одним из обязательных условий формирования условного рефлекса (по И. П. Павлову), а вместе с ним и успешного обучения детей движениям является подкрепление. Если при обучении движениям такое подкрепление отсутствует или оно недостаточное (скажем, педагог обучает малыша новому движению без учета его двигательного опыта), то двигательное умение разрушается (однако не исчезает совсем) и тем более не становится навыком.
Процесс разрушения происходит постепенно: вначале дети начинают чувствовать неуверенность в своих силах, потом у них теряется способность к точной дифференцировке движений, теряется индивидуальность в технике выполнения, что, в конечном итоге ухудшает качество действия в целом. Двигательное умение и затем навык ухудшаются и тогда, когда снижается уровень двигательных качеств и функциональных возможностей организма ребенка. Как правило, у часто болеющих детей наблюдается достаточно низкий уровень двигательный качеств, — отсюда и низкие показатели основных видов движений.
Последователи же теории научения считают, что овладение навыком ходьбы и формирование других двигательных навыков не может происходить без специального вмешательства извне. Принцип его состоит в том, что первоначальные движения закрепляются путем их пассивного выполнения с помощью взрослых, и по мере закрепления и развития движений ребенок все активнее участвует в их выполнении, а затем уже самостоятельно воспроизводит их при соответствующих сигналах.
Если принять, что ходьба возникает на основе движений, сформировавшихся при жизни ребенка, т.е. ходьба — результат обучения, то главным ее критерием можно считать автоматизм. Однако этот критерий теряет свой смысл, потому что он не используется для обоснования формирования навыка ходьбы сторонниками теории созревания, так как безусловный спиномоз- говой рефлекс переступания относится к автоматически действующим механизмам.
Концепция кинезофилии (кинезо — движение; филия — потребность) основана на существующей у человека, как впрочем, и у любого животного естественной биологической потребности в двигательной активности. Являясь генетически обусловленной величиной, двигательная активность максимально активизирована у новорожденных и в первые годы жизни ребенка.
Это связано с ролью скелетной мускулатуры в обеспечении роста и развития организма, в формировании гомеостаза (кровяного давления, температуры тела, водно-солевого обмена и других физиологических систем). Структурной основой кинезофилии являются. главным образом, подкорковые центры, гипоталамус, ретикулярная формация ствола мозга. Влечение к движению по мере развития ребенка реализуется в игровой, физкультурной и бытовой деятельности, что имеет высокую социальную значимость.
По мере взросления потребность человека в двигательной активности, как правило, снижается, чему способствует и образ жизни. Параллельно с этим наблюдается нарастание признаков снижения функциональных возможностей организма, что негативно сказывается в целом на состоянии здоровья человека.
Суть же теории моторно-висцеральных рефлексов заключается в том, что в мозге человека и животных имеются две периодически функционирующие системы: активации и дезактивации моторики. В систему активации включается не только непосредственно мышечная деятельность ‘ м-летной мускулатуры, но и повышение активности ряда ипстативных функций (кровообращения, дыхания, обмена иоществ и др.).
К системе же дезактивации моторики отно- »шея сон, отдых и деятельность органов пищеварения. Ак- ппшость той или иной системы в мозге обусловлена различными, как внешними, так и внутренними влияниями на организм. При этом двигательная активность является мощным фактором стимуляции системы активации.
Механизмы и уровни построения движений, которые различаются, как по смысловой структуре, так и по двигательному составу раскрывает концепция физиологии ак- I ивиости. При этом смысловая структура целиком вытекаем из существа возникшей двигательной задачи и определяет тот уровень построения движений, которому эта задачи соответствует.
Двигательный состав движения определяется не одной только задачей, а ее соответствием двига- юльным возможностям человека, устройством кинематических цепей, а также содержанием накопленного к этому времени его психомоторного опыта и т.д. По мнению Н. А. Кернштейна, суть онтогенеза человека заключается не столько в биологическом созревании клеток, органов и систем, сколько в накоплении с их помощью его психомо- юрного опыта.
Этот опыт формируется в результате овладения двигательными действиями, обусловленными решением конкретных двигательных задач, которые являются результатом, в первую очередь, мозговой деятельности человека.
В контексте исследования высшей нервной деятельности (ВИД), И. П. Павлов рассматривал проблему произвольности движений. Он высказал предположение о том, что кинестетические клетки двигательного анализатора, находящиеся в коре больших полушарий головного мозга, обладают свойством «связываться» на основе иннерваци- онных процессов (т.е. способности к распространению нервного возбуждения) с другими клетками коры, воспринимающими как различные внешние влияния на организм, так и происходящие внутри его процессы. Именно в суммарной деятельности различных клеток коры автор видел физиологический механизм возникновения «произвольности движений».
Учитывая психофизиологическую сложность реализации этого механизма, обусловленную непосредственным контролем со стороны коры больших полушарий головного мозга, выполнению любого произвольного движения предшествует, как правило, построение в корковых структурах головного мозга плана этого двигательного акта, другими словами, создание модели будущего движения.
В процессе его выполнения в центральную нервную систему (ЦНС) поступают чувствительные импульсы, сигнализирующие о положении движущейся конечности человека в пространстве. Эта информация анализируется и сравнивается с созданной ранее моделью данного движения, дополняется действиями других сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), чем и обеспечивается точность или неточность ею исполнения.
«Все мышечные движения человека», подчеркивается в работах И.М. Сеченова, «по способу происхождения» есть не что иное, как рефлексы», а это значит внешнее проявление, прежде всего, его мозговой деятельности. Отсюда следует, что приобретенные при жизни человека различные двигательные умения и навыки являются произвольными (т.е. управляемыми самим человеком), поскольку возникают и затормаживаются по его желанию.
Неоценима и терапевтическая роль двигательной активности. Существует мнение о том, что критерием здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом, положительно влияющие на снижение уровня заболеваемости и наличие патологических отклонений в работе организма человека.
Однако, подход, при котором за критерий эффективности берется состояние здоровья, А.А. Ухтомский считал не достаточно точным, поскольку он не учитывает фактора наличия доминанты функционирующих нервных центров. Адаптационные возможности организма человека, по мнению автора, находятся в прямой зависимости, прежде всего, от работы этих центров.
Именно они, в связи с активно функционирующим, особенно в дошкольном детстве, двигательным анализатором, реализуются в значительно более широком, чем у взрослого человека, диапазоне, границы которого — от минимально допустимого (гипокинезия) до избыточного (гиперкинезия) объема двигательной активности. При том, отрицательные последствия гипокинезии проявляются, чаще всего, значительно позднее, являясь следствием кумуляции хронического напряжения адаптационных механизмов.
Поэтому в качестве более объективного критерия эффективности влияния двигательной активности на состояние здоровья человека целесообразнее использовать оценку его функциональной подготовленности, как более правильную и значимую для профилактики заболеваний.
Положительное влияние двигательной активности на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития.
Таким образом, становится понятным огромное значение для растущего организма полного удовлетворения его двигательных потребностей. При этом обнаружено значительное отставание или даже полная остановка роста и развития ребенка в случае подавления его двигательной активности, даже при достаточном поступлении питательных веществ. Выполнение двигательных действий — это не просто трансляция или копирование того или иного движения. а достаточно сложная система психофизиологических процессов в организме человека.