Занятия физическими упражнениями обладают уникальными достоинствами: они не только развивают в ребенке физические, психические, умственные способности, закаляют организм, но и формируют эстетические, нравственные и другие качества.
Занимаясь физическими упражнениями в коллективе, ребенок приучается к доброте, чувству долга, честности, трудолюбию, ответственности, опрятности и др; постигает мир движений, получает прикладные навыки к повседневной жизни: правильно ходить, бегать, лазить, метать, преодолевать препятствия.
Поэтому так важно с первых дней жизни ребенка приучать его к занятиям физическими упражнениями и играм. Этому должна способствовать обстановка дома, в дошкольных учреждениях и по месту жительства. В этом плане в исследования были включены вопросы, касающиеся спортивной базы, инвентаря, занятий физическими упражнениями, оценки родителями своих детей.
На вопрос анкеты: «Считаете ли вы, что по сравнению с другими детьми Ваш ребенок выделяется уровнем развития каких-либо физических качеств?» — ответы распределились таким образом: 41% городских родителей отметили, что их сын выделяется среди своих сверстников быстротой, 8% — выносливостью, 8% — гибкостью, 25% — силой, 8% — ловкостью; 49% родителей, имеющих девочек, указали на быстроту, 21% — на выносливость, 56% — на гибкость, 14% — на силу, 14% — на ловкость.
Сельские родители ответили следующим образом: 9% родителей, имеющих мальчиков, указали на быстроту, 17%-на выносливость, 19%-на гибкость, 15%-насилу, 2% — на ловкость. 17% родителей, имеющих девочек, отметили быстроту и ловкость, 15% — силу. Таким образом, большинство родителей считает необходимым развитие двух качеств: быстроты и гибкости.
Окружающая ребенка среда оказывает существенное влияние на формирование как положительных, так и отрицательных качеств. В данном контексте нас интересовало, имеет ли ребенок возможность заниматься физическими упражнениями или играть вблизи дома. 36% сельских и 26,5% городских родителей отметили наличие спортплощадок или пространств для игр и занятий спортом, что позволяет развивать в ребенке ценностные ориентации к занятиям физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Разнообразие спортивных площадок позволяет формировать у ребенка интерес к тому или иному виду спорта. Наличие спортивных сооружений вблизи от места проживания (до 2 км) детей дошкольного возраста (в % к числу опрошенных родителей) отражено в табл.7.
Наличие спортсооружений и площадок | Село | Город | ||
1988 | 1998 | 1988 | 1998 | |
Спортивный зал |
36 |
38 |
42 |
49 |
Бассейн (закрытый) |
6 |
8 |
17 |
28 |
Место для купания |
8 |
32 |
30 |
36 |
Каток (залитые площадки) |
9 |
23 |
33 |
32 |
Зимний стадион |
11 |
23 |
14 |
17 |
JI/атлетический стадион |
12 |
10 |
67 |
14 |
Спортплощадка (для спортивных игр) |
30 |
31 |
50 |
32 |
Площадка для тенниса |
6 |
8 |
8 |
11 |
Местность для лыжного спорта |
59 |
62 |
42 |
46 |
Местность для катания на коньках |
42 |
72 |
15 |
45 |
Помещение для настольного тенниса |
6 |
23 |
17 |
11 |
Другие спортивные сооружения |
4 |
0 |
17 |
18 |
Таблица 7 |
Городские жители наиболее обеспечены спортзалами, бассейнами, площадками для баскетбола и футбола. Сельские имеют более благоприятные естественные условия для катания на санках и лыжного спорта.
Отмечается слабое развитие площадок как для настольного, так и для большого тенниса в городе и селе, а также низкая обеспеченность сельских жителей плавательными бассейнами, легкоатлетическими и зимними стадионами.
Посещение ребенком занятий по физической культуре и спорту и настоящее время зависит от многих факторов: от наличия детских специалистов, удаленности спортивной базы, интереса родителей к виду спорта, их финансовых возможностей (приобретение формы, оплата тренеру), времени, которое нужно затрачивать на занятия ребенка, и др.
На вопрос анкеты: «Имеет ли ребенок возможность вблизи места жительства посещать занятия по физической культуре и спорту?» — ответы распределились следующим образом (табл. 8).
Таблица 8
|
Ребята дошкольного возраста, и сельской, и городской местности, могут заниматься в спортивных секциях, причем у мальчиков иозможностей больше. Девочки сельской местности, кроме спортив- пых секций, посещают кружки лечебной физкультуры. Следовательно, более обеспечены в спортивном плане городские дети.
Нужно отметить, что в 1988 г. дети дошкольного возраста занимались в спортивных секциях по месту жительства: 25% городских и 38% сельских детей, 8% городских и 4% сельских родителей указали на секции туризма, 8% и 8% — на секцию по общей физической подготовке, 33% городских и 4% сельских родителей — на занятия по лечебной физкультуре.
Выбор вида спорта зависит от интереса к нему родителей ребенка, от возраста, наличия той или иной секции. Предстояло выяснить, какими видами спорта занимаются дети. В 1988 г. на фигурное катание водили своих детей 8% городских и 4% сельских родителей, в группу спортивной гимнастики — 5% городских и 4% сельских родителей.
на плавание — 8% и 6% соответственно. Лыжную секцию посещали 16% и 8% детей, самостоятельно катались на велосипеде 33% детей дошкольного возраста в городе и 21% в селе Полученные данные указывают на недостаточное количестве спортивных секций для детей дошкольного возраста в государственных учреждениях. В 1998 году количество детей дошкольного возраста, занимающихся спортом по месту жительства, оказалось еще меньше.
Изучение двигательной активности детей свидетельствует, что согласно мнению родителей (в % к числу опрошенных), в городе кой и сельской местности для физического развития детей в семы используются различные виды физических упражнений, игр, тур походов, прогулок (табл. 9).
Таблица 9
|
Анализ физкультурной активности детей показал, что 1/3 часть детей городской и 1/4 часть ребят сельской местности делают утреннюю гимнастику, 1/2 — играют вместе с родителями и совершают прогулки на местности. Городские родители больше уделяют внимание ходьбе на лыжах и катанию на санках по сравнению с родителями из села.
Более половины городских родителей и четверть родителей из села отмечают, что их дети катаются на велосипеде. Незначительный процент детей города и села занимаются мышечными видами гимнастики. Процент охотно занимающихся девочек в городе и селе выше, чем среди мальчиков (соответственно 27 и 20%).
Дети дошкольного возраста самостоятельно занимаются лыжами (8%), катаются на велосипедах 23% детей. В городских семьях только 7% детей ходят на фигурное катание, 7% — на плавание, 28% — катаются на велосипеде, 7% городских девочек ходят на лечебную физкультуру. Недостаточное финансирование не позволяет развивать физическую культуру детей дошкольного возраста.
Поэтому отсутствие должной работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях и по месту жительства требует постоянного внимания родителей. На вопрос анкеты: сколько времени вы специально занимаетесь с ребенком?» — были получены ответы (в % к числу опрошенных) следующего содержания (табл. 10).
Таблица 10
|
Не все родители систематически уделяют внимание физическому воспитанию своих детей. Треть опрошенных занимаются с ребенком менее часа в неделю. Больше времени своим детям уделяют сельские матери и отцы городских детей. Занимается от одного до 2-х часов физическим воспитанием пятая часть городских и сельских родителей. В 1998 г. увеличилось время, отводимое на физическое воспитание, отцов из города. На вопрос о периодичности игр и занятий физическими упражнениями родителей со своими детьми были получены (в % к числу опрошенных) следующие ответы (табл. 11).
Периодичность занятий | Родители | |||||||
девочек | мальчиков | |||||||
Город | Село | Город | Село | |||||
Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | |
Систематически | 17 | 17 | 16 | 22 | 21 | 14 | 23 | 38 |
В воскресные дни | 35 | 42 | 23 | 33 | 43 | 43 | 15 | 12 |
Во время отпуска | 28 | 7 | 0 | 8 | 0 | 0 | 15 | 23 |
Вообще нет | 2 | 34 | 60 | 37 | 36 | 43 | 46 | 26 |
Из таблицы следует, что больше внимания физическому развитию в городе и деревне родители уделяют мальчикам, а в среднем (по часам) отцы затрачивают в неделю меньше времени, чем матери. По данным социологов Красноярска, отцы на все виды занятий с детьми (в том числе и на подвижные игры, прогулки, физические упражнения) затрачивают 63 мин в день, матери — 87 мин. При этом 12% отцов и 4% матерей с детьми вообще специально не занимаются, 45,6% отцов и 36% матерей занимаются меньше одного часа.
Отмечено, что с возрастом детей родители меньше занимаются физическим воспитанием своего ребенка: систематически — менее одной трети городских и сельских родителей, только в воскресные дни — основная часть родителей. Главными причинами этого являются: состояние здоровья (8% отцов и матерей городских детей и 4% сельских отцов и 2,1% матерей); недостаток времени (58% городских и 61,6% сельских родителей); отсутствие воли (24% городских и 12,7% сельских); другие интересы (соответственно 24,9% и 8%); пробел в знаниях и умениях (соответственно 8% и 10%); усталость после работы (соответственно 25% и 27%); семейные заботы (50% городских и 21% сельских родителей); другие причины (8% городских и 6% сельских пап и мам). Таким образом, среди основных причин можно выделить следующие: отсутствие свободного времени, усталость на работе и большие насущные заботы о семье.
Во время физкультурных занятий родители используют определенные знания, опыт и навыки работы с детьми. На вопрос! анкеты: «Какие источники знаний о физическом воспитании детей Вы используете?» — были даны следующие ответы: 41% городских и 12% сельских родителей получают знания из специальной литературы; 58% городских и 42% сельских родителей — и детских передач по телевидению и радио; 41% городских и .’7% сельских родителей повышают уровень знаний из газет и журналов; исходя из личного опыта — 74% городских и 59% сельских родителей; 12% сельских родителей получили сведения из бесед врача и сестер. Таким образом, большинство родителей при работе по физическому воспитанию с детьми опираются на знания и опыт, которые они получили во время учебы в школе, техникуме, вузе.
Кроме того, очень важно уметь формировать у ребенка интерес к занятиям физическими упражнениями. Среди умений на первое место городские и сельские родители поставили личный пример, на второе — совместные занятия с ребенком, на третье средства массовой информации, на четвертое — беседы медперсонала о физической культуре, на пятое — посещение спортивных зрелищ и личные наблюдения ребенка.
Несомненно, физкультурная и спортивная активность родителей представляет интерес, поскольку личный пример родителей, их образ жизни оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка. Исследования показали несколько большую степень владения физкультурными навыками у городских родителей, чем у сельских. В выборе форм занятий физкультурой и спортом прослеживается различие тяжести профессиональной деятельности, специфики и возможностей городских и сельских жителей.
Проблема дефицита свободного времени одинакова для матерей городской и сельской местности, что снижает их возможности изучать информацию о физическом воспитании детей.
Превалирование индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом над организованными свидетельствует о неучтенных и неудовлетворенных интересах респондентов, с одной стороны, и о недостаточной работе соответствующих организаций по оздоровлению населения — с другой. Частотность занятий спортом родителей с детьми отражена в табл. 12 (в % к числу опрошенных).
Город | Село | |||||||
Виды физкультурно-спортивной | Отец | Мать | Отец | Мать | ||||
деятельности | систе мат. | случа йно | систе мат. | случа йно | систе мат. | случа йно | систе мат. | случ айно |
Индивидуальные занятия | 33 | 1 | 17 | 17 | 12 | 9 | 9 | 9 |
Прогулки | 42 | 17 | 42 | 17 | 15 | 14 | 11 | 19 |
Ходьба, бег (тренир.) | 37 | 8 | 8 | 17 | 6 | 4 | 4 | 9 |
Индивидуальный туризм | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 3 | 13 | 0 |
Организованные занятия по ОФП | 0 | 13 | 0 | 0 | 4 | 2 | 4 | 0 |
Занятия в спортивных секциях | 17 | 0 | 8 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
Игры, активный отдых | 0 | 8 | 0 | 17 | 4 | 0 | 2 | 0 |
Организованный туризм | 0 | 8 | 8 | 0 | 2 | 2 | 7 | 0 |
Интересуюсь спортом как зритель | 0 | 86 | 0 | 33 | 19 | 9 | 17 | 4 |
Физподготовка входит в профессиональную подготовку |
Объем двигательной активности городские и сельские родители компенсируют циклическими упражнениями (прогулками, ходьбой, бегом) в виде индивидуальных занятий. Незначительное число родителей, занимающихся спортом, предполагает малый положительный эффект их влияния на формирование физкультурных интересов и потребностей у своих детей.
Неоднозначна и роль средств массовой информации и пропаганды в формировании физкультурно-спортивных потребностей у населения. Городские и сельские родители только от случая к случаю интересуются физкультурно-спортивной деятельностью. Основными источниками информации по различным вопросам физкультуры и спорта служат радиовещание, телевидение, периодическая печать, специальная литература.
В то же время низко оценивается роль агитации и пропаганды по месту жительства (преподаватели школ, медперсонал) в формировании здорового образа жизни. Опрос родителей в 1998 г. предоставил неутешительные данные: 40% родителей отмечают, что они не высыпаются, «прогулки» для них служат средством приобретения продуктов питания на базаре и в магазинах, 50% промышляют охотой, рыбалкой, сбором, ягод, грибов, лекарственных трав, заменяя тем самым индивидуальные и организованные формы туризма.
Снизилось, по сравнению с 1988 г., число организованных занятий ( портом, количество занимающихся составляет 6% в городе и 1% в сельской местности из 100 опрошенных. Кроме того, две трети опрошенных родителей чувствуют себя больными. Таким образом, ухудшение экономических условий в России поставило в прямую зависимость свободное время родителей и поиск средств существования.
Проведенные исследования показывают, что большинство родителей в городской и сельской местности, владея физкультурно- спортивными навыками, не занимаются физической культурой и спортом, что в значительной мере снижает положительный эффект личного примера при формировании здорового образа жизни ребенка и лишает тем самым значительную часть детей социально необходимых оздоровительных занятий.
Основной формой занятий являются индивидуальные формы в виде разминок, прогулок, ходьбы, бега. Особенно это заметно у городских родителей. Слабо используются организованные формы туризма, занятия в спортивных секциях, особенно такие, как совместные занятия «родители-дети» и спортивные соревнования между ними.
Улучшение физкультурной работы родителей с детьми, по нашему мнению, должно идти по двум каналам: во-первых, пропаганда через средства массовой информации самостоятельных форм занятий родителей с детьми, выпуск специальной литературы, подготовка родителей для обучения своих детей, во-вторых, организация как можно большего круга занятий по месту жительства, на близлежащих спортивных сооружениях и т.д.
Работа по физическому развитию ребенка во многом зависит от целевых установок родителей. По результатам исследования, физическое воспитание ребенка среди других качеств ставится городскими родителями на пятое место, сельскими — на третье место. Таким образом, родителей можно разделить на три группы:
1. Спортивные семьи, в которых родители сами постоянно занимаются и привлекают детей. Таких семей — около одной трети в городе и одной четвертой в селе.
2. Родители (семьи) вместе с детьми занимаются физкультурой от случая к случаю. Таких семей около 20% в городе и 9% в сельской местности.
3. Большинство семей (около 60%) в городе и 71% в сельской местности вообще не занимаются со своими детьми.
Сформированный у части родителей в детские и юношеские годы интерес к занятиям физической культурой служит хорошей осно’ вой передачи своего накопленного опыта детям.
По результатам анкетирования, половина городских отцов и треть матерей организованно занимались физической культурой и спортом в школе и учебных заведениях (в селе 55% отцов и 3P/J матерей). Эта часть семей при соответствующей подготовке могла бы много сделать для физического воспитания своих детей. Однако большинство родителей недооценивают роль физических упражнений в воспитании личности ребенка, укреплении его здоровья.
На вопрос анкеты: «Хотят ли родители, чтобы ребенок в будущем занимался спортом или другими формами организованных занятий по физкультуре?» — 49% городских и 44% сельских родителей ответили, что согласны, чтобы их дети занимались в секции общей физической подготовки, в спортивной секции соответственно 67% и 36%; не хотят, считают, что достаточно занятий физическими упражнениями в детском саду, 16% городских и 10% сельских семей; не хотят по другим причинам 25% городских и 13% сельских семей.
Физиологи отмечают, что в раннем возрасте одним из способов связи с внешней средой у ребенка является деятельность скелетной мускулатуры. Сокращение мышц и движения дают возможность организму малыша расходовать большое количество энергии, обеспечивать высокую интенсивность обмена веществ, поддерживать необходимый темп роста и развития.
При недостатке движений, ограничении деятельности скелетной мускулатуры развитие ребенка будет нарушено. Большое значение для формирования физкультурно-спортивных интересов ребенка имеют умения родителей в тех или иных видах физических упражнений, что отмечено в табл. 13 (в % к числу опрошенных).
Виды физических упражнений | Город | Село | ||
Отец | Мать | Отец | Мать | |
11лавание |
58 |
25 |
57 |
45 |
Ходьба на лыжах |
50 |
67 |
51 |
36 |
Катание на коньках |
25 |
67 |
32 |
17 |
(‘портивная игра |
25 |
33 |
22 |
26 |
Кач ание на лодке |
25 |
17 |
32 |
9 |
Умение водить машину |
30 |
8 |
47 |
13 |
Владение другими видами спорта |
25 |
8 |
11 |
11 |
Результаты исследования показывают, что все опрошенные родители городской и сельской местности владеют каким-либо видом физических упражнений. Опыт родителей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает благотворное влияние на формирование физкультурно-спортивных интересов у детей.
Овладение родителями методикой обучения физкультурным упражнениям своих детей позволит увеличить процент занимающихся спортом детей. По нашему мнению, в детских садах, при районных комитетах физической культуры необходимо создать учебные центры подготовки родителей для работы по физическому воспитанию своих детей.
К сожалению, процент физкультурно-спортивной активности родителей меньше их спортивного опыта физкультурно- спортивных умений. Создание определенных условий для родителей (обучение методикам выполнения физических упражнений, публикации методик через средства массовой информации, создание детских клубов по месту жительства и др.) может оказать весьма сильное и разностороннее влияние на практику физического воспитания дошкольников в семье и в детских учреждениях.
Разумеется, на формирование физического развития ребенка, овладение им физическими упражнениями влияют и воспитатели детского сада, и братья, и сестры, и бабушки, и дедушки, и ровесники, и др., но прежде всего — отец и мать своим личным опытом.
Через семейное физическое воспитание в ребенке можно сформировать не только положительные черты характера и укрепить его здоровье, но и во многом избежать у детей таких негативных явлений, как эгоизм, неуважение к сверстникам и окружающим, избалованность, несамостоятельность и др. Однако физическая культура, по данным исследования, занимает малую часть в ценностных ориентациях родителей, особенно мало этим занимаются матери: не более одного-двух часов в неделю, хотя научные данные, практика, наши личные беседы показывают, что в воспитании ребенка первостепенное значение играет личность матери. Повседневные заботы о ребенке, его питание, учеба, поведение и др., теплота, с которой относится мать к своим детям, часто ставят ее авторитет выше по сравнению с отцом. Исследования показывают, что матери владеют навыками во многих видах спорта и уделяют физическому воспитанию, досугу ребенка больше времени, чем отец. Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, катания на лыжах, санках и др. способствуют более быстрому развитию ребенка, необходимым условием которого является достаточное количество движений. Оно обеспечивается полноценным физическим воспитанием в детском саду или семье.
По результатам исследования, на физкультурно-спортивную активность родителей, степень активности их личного участия в физическом воспитании ребенка влияют такие факторы, как наличие свободного времени, собственное здоровье, мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек — употребление алкоголя и табакокурение (табл. 14, ответы даны в % к числу опрошенных).
Для занятий с детьми физкультурно-спортивной деятельностью важно: здоровье родителей, благоприятный морально-психологический климат в семье, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, в частности, от курения и пьянства. Анализ информации показывает, что большинство родителей употребляют спиртные напитки 1-2 раза в месяц и реже одного раза в месяц, причем этот аспект по годам носит устойчивый характер. Необходимо отметить, что небольшой процент составляют пьющие ежедневно.
Можно только надеяться, что беседы, лекции работников детских садов, врачей о вреде курения и употребления алкоголя будут содействовать оздоровлению обстановки в данном отношении, созданию более благоприятной среды и условий физического воспитания в семье. Родители должны знать, что табакокурение и употребление спиртных напитков отрицательно влияет не только на здоровье родителей, но и их детей.
Исследования, проведенные красноярскими социологами, пока- и.тают, что в семьях спортивного типа родители курят меньше (4% матерей), в семьях среднего типа — 5%, «неспортивного типа» — 6%. Но нашим данным, в первой группе курят 1% матерей, во второй — 1%, в третьей — 4% матерей, у сельских матерей соответственно по группам 0,2 и 6%.
11о употреблению спиртных напитков в сельской и городской местности можно выделить четыре группы семей.
К первой группе относятся семьи, где отец или мать употребляют спиртные напитки 1-2 раза в неделю или ежедневно. В городских семьях употребляют спиртные напитки ежедневно 8% родителей, 1-2 раза в неделю — 12% городских родителей. Среди сельских их родителей к этой группе относятся 6% отцов, 2% матерей (употребляют ежедневно), 1-2 раза в неделю — 4% отцов, по данным 1988 I 11астораживают данные 1993 года. Опрос показал, что в сельской местности резко возросло число женщин и подростков, употребляющих спиртные напитки. Из 26% пьющих женщин 10% употребляют ежедневно или 1-2 раза в неделю, 6% — реже одного раза в месяц, 1-2 раза в месяц — 10% женщин.
Ко второй группе относятся семьи, в которых отец или мать (или вместе) употребляют спиртные напитки 1-2 раза в месяц.
Третью группу составляют семьи, в которых родители употребляют спиртные напитки реже одного раза в месяц, таких семей большинство.
Четвертая группа — это непьющие родители. Большинство из этих семей ведут здоровый образ жизни, уделяют постоянное внимание воспитанию своих детей.
Здоровые родители, доброжелательная обстановка, поощрение и поддержка положительных эмоций в семье, в том числе и к занятиям физическими упражнениями и играми, положительно сказываются на формировании ребенка как личности, на привитии ему элементов здорового образа жизни.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в сельской местности родители чаще употребляют спиртные напитки. Наблюдения показывают, что в 1994 году число употребляющих спиртные напитки резко возросло. С одной стороны, платные спортивные секции, культурные мероприятия, клубы и дома культуры, клубы по интересам закрыты или переведены на хозрасчет, непомерно высокие цены за проведение дискотек, концертов, вечеров отдыха, а с другой стороны, — безработица, криминогенная обстановка, несвоевременная выплата заработной платы заставляют родителей сидеть дома, что приводит к риску повышения уровня потребления алкоголя.
Физическая культура способствует повышению работоспособности, служит средством закаливания и предупреждения многих болезней. Опрос родителей в 1988 и 1998 году показал, что около 1/10 родителей города и села чувствуют себя совершенно здоровыми, на удовлетворительное здоровье указали 1/3 родителей, большинство, около 2/3 опрошенных — на слабое здоровье.
К первым, как правило, относятся спортивные семьи, имеющие одного-двух детей и уделяющие постоянное внимание собственному здоровью и физическому развитию, а также физическому воспитанию своих детей. Здоровые родители имеют больше возможностей для систематических занятий, игр и прогулок с детьми, для воспитания у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности.