Государство, каждая семья заинтересованы в воспитании подрастающего поколения, его здоровом образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, зависит от социальных условий и обусловливается факторами окружающей среды, наследственностью, физическим и нравственным воспитанием родителей.
Существенное влияние на здоровье оказывает система воспитания и обучения, которая включает физическое развитие, охрану здоровья ребенка и оказание медицинской помощи.
Своеобразие настоящего момента в России заключается в том, что с одной стороны, сокращается финансирование на все социальные нужды детей дошкольного возраста, в том числе и на физическую культуру, уменьшается число дошкольных учреждений и физкультурных секций, наметился значительный отток работников физической культуры в различные сферы социальной жизни а с другой — накапливается опыт практической работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях и семье проводятся научные исследования по физическому воспитанию детей школьного возраста, результаты которых требуют постоянного обобщения и внедрения их в практику.
Нужно отметить, что за последние годы резко снизился выпуск специальной литературы по физическому воспитанию детей в семье и детском саду, а отдельные сведения по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста разобщены, что существенно снижает возможность их применения в практике воспитателя. Но, без всякого сомнения, постоянно должен вестись поиск неиспользованных резервов и возможностей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Все эти и другие причины обусловливают актуальность данного учебно-методического пособия.
Семья и дошкольные учреждения — это два института, которые в дошкольном возрасте оказывают основное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него положительных трудовых, умственных, физических, нравственных, эстетических и других качеств. В возрасте от 2 до 7 лет формируются основные черты характера, развиваются навыки, вырабатываются привычки, которые остаются на всю жизнь. По данным немецких ученых, в дошкольном возрасте закрепляется до 70% способностей ребенка.
Целенаправленные занятия с ребенком физическими упражнениями, формирование элементов здорового образа жизни в этот период позволяют заложить позитивное отношение и интерес как к физическим упражнениям, так и к средствам закаливания, гигиены, вопросам питания, выработать положительные черты характера, что в конечном итоге укрепляет его здоровье.
В этом же возрасте проявляется наибольшая двигательная активность ребенка, поэтому очень важно при помощи физических упражнений развить ее и поддержать на протяжении продолжительного времени.
В дошкольном возрасте дети не видят достаточно четко конечного результата своей деятельности, не стремятся достигнуть определенной цели — они просто играют. Физические упражнения, особенно подвижные игры, служат средствами проявления и поддержания положительных эмоций.
Это объясняется тем, что у них пока не сложилось ясное представление о пользе физических упражнений, их влиянии на здоровье. Следовательно, основная задача родителей и работников дошкольных учреждений заключается в становлении интересов, мотиваций, что приводит к формированию постоянных потребностей в занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении гигиены, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и к выработке нравственных качеств.
Вместе с тем ученые подсчитали, что только при использовании средств массовой физической культуры можно снизить заболеваемость на 35%. Физическая культура повышает работоспособность ребенка, его активную жизненную позицию, приобщает его к культуре.
Цель данной работы — на основе полученной социологической информации о месте физической культуры в жизни дошкольников, условиях их воспитания выявить организационные резервы, сформулировать практические рекомендации по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также вооружить родителей и работников дошкольных учреждений методиками, средствами физической культуры, гигиены, закаливания, элементами здорового образа жизни дошкольников.
Автор попытался в какой-то мере восполнить пробел в знаниях работников дошкольных учреждений, родителей. Книга будет полезна для студентов и учащихся физкультурных учебных заведений и всех тех, кто занимается воспитанием детей дошкольного возраста.
Пособие призвано помочь родителям и работникам дошкольных учреждений эффективно проводить занятия по физическому воспитанию ребенка, формировать у него элементы здорового образа жизни и положительные качества. Только с учетом знаний, опыта родителей и работников дошкольных учреждений, традиций семьи и детского сада, специфики этих двух институтов следует принимать на вооружение те или иные рекомендации.
Вошедшие в эту работу материалы — это фундамент для помощи и сопоставления, выявления положительных и отрицательных факторов при проведении физкультурных занятий и формировании у ребенка здорового образа жизни.
При написании пособия автор использовал результаты собственных социологических исследований, которые проводились в течение 10 лет, с 1988 по 1998 гг., материалы научных конференций по дошкольному физическому воспитанию и здоровому образу жизни, практический опыт работы детских садов города Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Братска и др., а также данные научной литературы.