Футбол — спорт № 1. Это в преддверии Чемпионата мира в Германии лишний раз подтвердил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан, заявивший, что футбол — единственный вид спорта, популярный в каждой стране, в него играют люди всех рас и вероисповеданий.
Самое привлекательное в футболе то, что в эту игру, где, помимо мастерства и физической подготовки, спортсменам необходима прекрасная интуиция, играют и взрослые, и дети.
К слову, в ООН насчитывается 191 страна-участница, тогда как в ФИФА— Мировой федерации футбола— стран-членов уже 205.
Если же аргументировать «деньгами», то, к примеру, призовой фонд чемпионата мира по футболу — около 250 млн. долларов, чего не бывает ни на одном турнире ни в одном виде спорта. Самый дорогой футболист Зинеддин Зидан обошелся приобретшему его мадридскому «Реалу» под 70 млн. долларов — так дорого не стоил ни один атлет, бегун или боксер.
И лишь гонорары лучших спортсменов в заокеанских лигах — баскетбольной, бейсбольной, хоккейной и лиге американского футбола — превосходят гонорары футболистов.
ФИФА — Международная футбольная федерация — это, пожалуй, самый могущественный спортивный орган. Не случайно именно ФИФА отстояла в борьбе с ВАДА (Всемирным антидопинговым агентством) небольшие послабления для футболистов и особые условия в антидопинговых документах: минимальный порог дисквалификации для игроков — шесть месяцев, тогда как для других — от одного года, а на практике обычно за допинг спортсмена отлучают от соревнований на два года.
Накануне нынешнего чемпионата мира по футболу в книге, изданной в Англии, речь шла о коррупции в недрах Международной футбольной федерации. С точки зрения маркетингового хода время выхода выбрано безупречно, но факты, указанные в издании Эндрю Дженнингса «Фол! Тайный мир ФИФА: взятки, подтасовки голосований и скандалы с билетами», общеизвестны.
О тайной зарплате, которую президент ФИФА Зепп Блаттер платит себе сам. О взятках, которые давала швейцарская маркетинговая компания ISL/ISMM высокопоставленным спортивным чиновникам для получения прав на телевизионные трансляции матчей и маркетинговые контракты. О банкротстве ISL/ISMM, когда в ходе поисков ее активов были обнаружены банковские счета, на которые переводились взятки.
Кроме того, остается вне новостных лент механизм определения или смены финансовых партнеров ФИФА. Контракты с ними достигают нескольких сотен миллионов долларов — по сравнению с этим возможные махинации с билетами выглядят смехотворными.
По слухам, которые нашли свое подтверждение в докладе, прозвучавшем на конференции РФС (Российского футбольного союза) во время смещения Вячеслава Колоскова, бывший руководитель российского футбола, а ныне почетный президент РФС, не безвозмездно «собирал» голоса неких «сателлитов» России в пользу Блаттера перед выборами главы ФИФА в 1998 году.
А в 2002 году в докладе генерального секретаря ФИФА — соотечественника Блаттера и до того времени его близкого соратника Мишеля Зен-Руффинена, — в качестве одного из главных обвинений в коррупции были приведены 100 тыс. долларов, переданных президенту Российского футбольного союза Вячеславу Колоскову. Блаттер ответил несколько цинично, объяснив, что эти средства предназначались «за работу, выполненную г-ном Колосковым в странах бывшего СССР».
Сделав карьеру, помимо внутренней, и в Международной федерации футбола, Вячеслав Иванович был, как минимум, в курсе существования коррумпированных групп в ФИФА.
Второй тезис из доклада Зен-Руффинена, свидетельствующий о коррупции в ФИФА и о причастности лично Блаттера, касается выплаты 25 тыс. долларов нигерийскому арбитру Люсьену Бушардо. И в этом случае герр Зепп отделался наивными отговорками: деньги, списанные с личного счета Блаттера, были переданы нигерийцу в начале 2002 года якобы в качестве «гуманитарного жеста», поскольку тот подвергся гонениям со стороны исполкома Конфедерации африканского футбола.
Злые языки утверждали, что этими деньгами мог быть оплачен компромат на сомалийца Фараха Аддо, который выступил с разоблачениями коррупции, имевшей место на выборах 1998 года. Тогда на выборах президента ФИФА Блаттер обошел своего главного оппонента — нынешнего президента УЕФА Леннарта Юханнсо- на — с отрывом в 31 голос. А в марте 2002 года на швейцарском телеканале Ди-Ар-Эс демонстрировалась передача, в которой вице-президент Федерации футбола Сомали Мояддин Хассан Али обвинил высшее руководство ФИФА в подкупе должностных лиц, принимавших участие в выборах президента этой организации в 1998 году.
Деньги предлагались ему и еще 18 представителям различных африканских федераций. Суммы варьировались от 80 до 100 тысяч долларов, плюс дорогостоящее спортивное оборудование. В качестве посредников выступали крупные бизнесмены из Саудовской Аравии и ОАЭ (Объединенных Арабских Эмиратов). Сомалиец отказался, а все остальные — согласились. Взятки были вручены накануне конгресса. По данным Али, еще, как минимум, десять представителей различных конфедераций, принимавших участие в голосовании, были подкуплены.
Не поэтому ли отношения УЕФА и ФИФА до недавнего времени были очень прохладными, несмотря на то, что формально УЕФА входит в структуру ФИФА. Однако на стороне европейской федерации сильные европейские чемпионаты, в которых играют все сегодняшние футбольные звезды, а также Лига Чемпионов — самый клубный турнир на планете.
К этим соревнованиям приковано внимание зрителей со всего света, тогда как ФИФА проводит всего три турнира: чемпионат мира, Кубок Конфедераций (особой популярностью не пользуется) и чемпионат мира по футболу среди клубов. Последний не раз срывался и не идет ни в какое сравнение по степени популярности с Лигой Чемпионов УЕФА. Выходит, из этого «трио» качественным продуктом можно признать лишь чемпионат мира.
Очень показательна история с банкротством ISL/ ISMM. Помимо многомиллионных убытков из-за нерешенных вопросов с реализацией прав на трансляцию футбольных матчей и соглашениями о спонсорстве прореха в 25 млн. долларов сделала невозможным проведение чемпионата мира по футболу среди клубов в 2001 году. Ряд членов исполнительного комитета ФИФА даже подали в 2002 г. жалобу в прокуратуру Цюриха в связи с подозрениями в неподобающем расходовании Блаттером финансовых средств.
Ликвидатор имущества ISL/ISMM Томас Бауер тогда заявил о том, что он обнаружил многочисленные переводы финансовых средств из агентства на счета руководства ФИФА на сумму, превышающую 1 млн. швейцарских франков. Представители пресс- службы ФИФА выразили тогда недоумение, так как якобы ни ФИФА, ни ее президент никогда не получали никаких «откатов» от несуществующей ныне компании ISL, и уточнили, что ни один следственный орган не обвинял президента ФИФА во взяточничестве.
Судебный следователь Томас Хилдбранд в сопровождении полиции провел обыски в офисах президента ФИФА Зеппа Блаттера и генерального секретаря федерации Урса Линси. Следствие выяснило, что последняя взятка была уплачена в январе 2001 года — незадолго до того, как ISL объявили банкротом. Совершенно очевидно, что руководство ФИФА поступа- но недобросовестно, в ущерб репутации Международной федерации футбола и вопреки швейцарскому Уголовному кодексу. Однако ровно через четыре года с момента предъявления первых обвинений в адрес Пляттера — в конце 2001 года — суд в Цюрихе закрыл так называемое дело о коррупции в ФИФА. Но органы юстиции считают дело незавершенным.
На каждом Чемпионате мира — самом масштабном футбольном событии четырехлетия — случаются скандалы с коррупционным душком. Так, в 2002 году на мундиале в Японии и Корее хозяев что называется «тянули за уши». Несмотря на великолепную организацию, признание чиновников ФИФА, что, дескать, мундиаль был насыщен радостными днями и сюрпризами, можно счесть за хорошую мину при плохой игре.
Вспомним скандальное судейство в матчах Кореи с европейскими сборными в 1/8 и 1/4 финала, когда на глазах у десятков миллионов зрителей-болельщиков судьями бессовестно были выброшены с чемпионата мира авторитетные и заслуженные команды: Италия («левый» пенальти, удаление за якобы симуляцию и отмененный гол) и Испания (два не засчитанных гола). На групповом этапе незаслуженно были изгнаны два португальца, и Корея реализовала численное преимущество. Вспомним и неназначенный пенальти в ворота хозяев в матче Япония — Россия.
Вместе с тем подозрения в организации договорных матчей и сговоре с судьями в ситуациях, когда речь идет о соревнованиях уровня чемпионата мира, вряд ли могут иметь под собой реальные основания. Скорее всего, в данном случае в качестве проколов ФИФА можно выделить лишь формирование интернациональных бригад арбитров, когда те не могли даже толком объясниться между собой. На чемпионате мира 2006 года было уже по-другому — всех судей снабдили микрофонами и переговорными устройствами. Хотя и здесь критики прошлись по этому нововведению: дескать, кто даст гарантию, что по этим устройствам между собой общаются только главный и два боковых судьи и никто «чужой» не может подключиться извне?
Немного коррупции пришлось и на Чемпионат мира-2006. В ходе игр группового турнира был уличен в спекуляции билетами на матчи президент Футбольного союза Ботсваны Исмаил Бхамджи. Он продал 12 билетов категории «1» на матч Англия — Тринидад и Тобаго по цене 300 евро за билет, то есть на 200 евро дороже номинала. Через несколько дней после того, как инцидент был предан огласке, Бхамджи признал свою вину, и ФИФА даже опубликовала письмо с прямо-таки чистосердечным раскаянием: «Я, Исмаил Бхамджи, член Исполнительного комитета ФИФА, настоящим подтверждаю… глубоко сожалею о своем поступке и прошу у ФИФА прощения за это нарушение предписаний и общих правил деятельности, которые действуют на ЧМ-2006 в отношении продажи входных билетов». Однако чиновника немедленно отправили из Германии, и несомненно, что он будет оштрафован своей Федерацией и исключен из ее рядов.
Но этим случаем займется уже новый независимый комитет по этике, образованный в 2006 году на конгрессе в Мюнхене аккурат в преддверии чемпионата мира.
Российские болельщики тоже на протяжении многих лет страдают от постоянных спекуляций. Как член ФИФА Российский футбольный союз получил свою квоту и все билеты передал агенту — Футбольно-туристическому агентству. В результате билеты номиналом 100 евро продавали за 700, а билеты по 120 евро — за 850.