31 июля 2002 года на собственной вилле в итальянском курортном местечке Форте-дель-Марни был арестован Алимжан Тохтахунов, известный под кличкой «Тайванчик», «Алик». На Западе его считали одной из ключевых фигур так называемого восточного преступного сообщества. В России он относился к московской Измайловской группировке, но после выезда за рубеж нашу милицию интересовать перестал.
Однако во время Игр в американском Солт-Лейк- Сити Тохтахунов «прогремел» на весь мир в связи с новым коррупционным скандалом. И летом 2002 года его задержали.
Как выяснилось, Алимжана Тохтахунова в течение года «вели» итальянская полиция и ФБР, участвовавшие в совместной операции «Восточные деньги». Следователи двух стран пытались проследить цепочку, по которой из печально известного Bank of New York были осуществлены переводы почти на 50 млн. долларов. Деньги переводились на счета компании, зарегистрированной на Каймановых островах, а оттуда — в Италию.
Суть аферы, к которой якобы был причастен Тайванчик, — в информации, просочившейся из ФБР и европейских спецслужб, не раскрывалась. Но в западной прессе появилась масса разоблачающих статей. В которых, помимо прочего, утверждалось, что Тохтахунов с подачи своего друга Вячеслава Иванькова был назначен смотрящим по Европе. А следовательно, имел на тот момент в преступных кругах очень большое влияние.
Среди прослушанных сотрудниками ФБР нескольких сотен часов телефонных бесед оказалось несколько разговоров, где шла речь о распределении золотых медалей в фигурном катании в Солт-Лэйк-Сити. Российского предпринимателя подозревали в подкупе сразу нескольких судей, чтобы золотые медали были отданы определенным спортсменам. Речь шла о двух видах фигурного катания: спортивных пар и танцевальных пар.
Тогда в соревнованиях спортивных пар Антон Сихарулидзе с Еленой Бережной оспаривали первенство в борьбе с канадской парой — Сале-Пеллетье. А среди танцевальных пар фаворитами являлись французы Марина Анисина (экс-россиянка, хорошая знакомая Тайванчика) с ее партнером Гвендалем Пейзерой и их главные конкуренты — россияне Ирина Лобачева и Илья Авербух.
Все доказательства виновности Тохтахунова в переводах банковских средств основывались только на телефонных записях. Эти прослушанные беседы так и остались в материалах следствия. Исключение сделали только для неожиданно всплывшей в этих разговорах истории с подкупом судей по фигурному катанию на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.
ФБР обнародовала записи, касающиеся Олимпиады. Из пленки, расшифрованной и переданной прессе, следовало, что 5 февраля 2002 года Алимжан Тохтахунов говорил с неким «сообщником по преступному сговору», который, как установило ФБР, являлся «участником русской организованной преступности». В разговоре высказывалась уверенность, что Анисиной помогут.
Во втором диалоге, расшифровки которого попали в прессу, один из высокопоставленных сотрудников Российской федерации фигурного катания признался, что «французы удивили», отдав свой голос за российскую пару и тем самым вытащив ее на первое место. И это при том, что во время выступления Сихарулидзе упал, канадцы же были в десять раз лучше.
Затем Алимжан Тохтахунов сам позвонил матери Анисиной, сообщив, что русский судья готов был помочь Марине стать олимпийской чемпионкой. Однако помощь фактически не пригодилась, так как танцевальная пара Анисина-Пейзера были на голову выше оппонентов.
Следователи утверждали, что в результате прослушивания телефонных переговоров удалось установить не только преступный умысел, связанный с нечестным присуждением олимпийских медалей по фигурному катанию, но и многочисленные связи Тохтахунова в мире итальянского и российского бизнеса, культуры, журналистики, спорта.
Что касается злосчастных соревнований по фигурному катанию, то, по версии следователя, Тохтахунов разработал и привел в действие довольно сложную систему. Через президента французской Федерации фигурного катания Дидье Галаге он оказал воздействие на судью-француженку Мари-Рен Лe Гунь.
И та отдала предпочтение российской паре спортивных фигуристов — Елене Бережной и Антону Сихарулидзе, получившим «золото» в парном катании. В качестве «благодарности» французам Тохтахунов договорился с судьей из России, которая проголосовала за французскую пару, одержавшую первенство в танцах над российской парой.
После скандала, инициаторами которого стали занявшие второе место канадцы Жеми Сале и Давид Пеллетье, им вручили второй комплект золотых медалей (ничего подобного в истории Олимпиад до того не случалось). А совет Международного союза конькобежцев дисквалифицировал на три года французского судью Jle Гунь и президента французской Федерации фигурного катания Дидье Галаге.
Поначалу суд Венеции удовлетворил запрос американцев о выдаче Тохтахунова, где ему грозило до 25 лет тюрьмы. Но адвокаты обжаловали это решение. В результате, кассационный суд пришел к выводу, что в действиях Тайванчика нет состава преступления, и выпустил его на свободу. После освобождения Алимжан Тохтахунов в середине 2003 года вернулся в Россию, где отсутствовал 10 лет. Теперь, по его собственным словам, он — серьезный бизнесмен и занимается только благотворительностью.