Многолетняя практика убедила – любая спортивная травма оставляет свой след в психике спортсмена. Это касается как спортсменов сборных, так и начинающих.
Что касается физических травм, существуют целые направления спортивной медицины, специальные клиники, занимающиеся диагностикой, лечением, реабилитацией, функциональным восстановлением.
О психологическом травматизме и восстановлении работоспособности психики говорят только спортивные психологи. Последствия любой физической травмы сопровождаются опасением, а то и страхом повторения травмы. Другая крайность – бездумное ухарство и бравада. В том и другом случае травмы становятся помехой в реализации потенциала спортсмена, а то и прекращения занятия спортом.
Часто спортивные травмы становятся хроническими болячками уже в начале спортивной карьеры. Прежде всего, это происходит из-за пренебрежительного отношения к своему «рабочему инструменту» – телу.
Достаточно посмотреть на баскетболистов 12-15 лет – наколенники, бандажи, компенсирующее белье, тейпы практически у половины ребят. Мода модой на экипировку, но отношение к себе, понимание значения нудной проработки коленей, голеностопа и др., разбор причин конкретной травмы необходимое условие предупреждения не вынужденного травматизма.
Функциональный травматизм всегда сопряжен с проявлением неадекватных реакцией психики (психофизиологии, нейрофизиологии) на ситуацию спортивной деятельности. Спортивные нагрузки могут приводить к психической напряженности – к снижению адаптивных (прежде всего, мобилизационных) возможностей психики, организм «работает» на фоне функционального недовосстановления. В итоге, возрастает предрасположенность к травме.
Длительное напряжение психики без восстановления психической свежести, последовательно ведет к состоянию психического пресыщения (потери интереса), состоянию тревоги (неуверенности в своих возможностях достижения поставленной цели), невротическим состояниям (страх выполнения спортивного упражнения, повышенная раздражительность, мнительность, эмоциональные срывы). По разным исследованиям, от 45% до 80% спортсменов нуждаются в консультации психолога, а то и постоянном психологическом сопровождении.
Каждый случай обращения к психологу связан с отсутствием желаемых достижений, снижением спортивных результатов. Часто причиной этого сам спортсмен называет спортивную травму. Каждый раз обращение заканчивается фразой: «Ну что, бросать»?
Вот примеры из практики работы со спортсменами.
Горнолыжница после травмы не может вернуться в состав сборной. Борец ММА в статусе чемпиона мира проигрывает бой, получает травму, спустя год опасается возобновлять карьеру. Баскетболист уже поиграл в сборной, но после травмы второй год «сидит на лавке». Рапирист, чемпион мира, боится, что не отберется на ОИ. Можно продолжать и дальше.
Абсолютно каждый случай обращения спортсмена к психологу свидетельствует о наличии факторов спортивной травмы – не способности реализовать свой потенциал.
Что же не позволяет показать результат, соответствующий уровню подготовленности?
Оказывается, каждый спортсмен после травмы сравнивает себя с собой до травмы.
Так у горнолыжницы, борца, баскетболиста – планка успешности как в лучшие времена. А рапирист уже «знает», что повторится предыдущий отбор. Все это не приносит удовлетворения от тренировок и соревнований. Так формируется безысходность занятия спортом: в юношеском возрасте потеря интереса; в профессиональном спорте отсутствие перспектив в карьере.
В психологии такое состояние называется «переживание-созерцание» – отражение в сознании бесперспективности продолжения заниматься лично значимым делом.
В работе со спортсменами я такое состояние называю «стена». Что делать? Изменить отношение к происходящему – созерцание своей беспомощности заменить на осмысленный процесс преодоления барьеров безысходности.
Прежде всего, это пошаговое формулирование критериев удовлетворенности выполнения тренировочной и соревновательной деятельности по мере формирования уверенности в своих силах.
Уверенность – это не чувство, а оценка своих возможностей в достижение конкретного результата. Пошаговый критерий деятельности должен выполняться с вероятностью 50% +1. Только после этого формулируется следующий критерий. Так нарабатывается состояние «переживание-деятельность».
Другой аспект проблемы психологической травмы – мотивационная сфера спортсмена. Об этом в следующий раз.