sport-in » Статьи » Полезная информация » Анастасия Войнова

Анастасия Войнова

0 277 27-08-2020 09:23

Анастасия ВойноваГероиня нового выпуска — серебряный призер Олимпийских игр 2016 года, 4-кратная чемпионка мира, 11-кратная чемпионка Европы и заслуженный мастер спорта России Анастасия Войнова.

— Здравствуйте, Анастасия. Как началась твоя любовь к велогонкам?

Здравствуйте! Я в детстве была очень активным ребёнком. Училась, занималась танцами, лыжным спортом. Мне все это нравилось, и на все хватало энергии. Летом тренер по лыжам, он же мой учитель физкультуры Гончаров Геннадий Павлович, предложил попробовать тренировки на велосипеде. Я не любила бегать, если честно, на длинные дистанции (с детства уже была спринтером), поэтому мне нужно было переключиться. Велосипед куда интереснее и быстрее, — подумала я, чем этот скучный и нудный бег, поэтому с радостью согласилась. А на первых соревнованиях познакомилась со своим будущим первым тренером по велоспорту на треке Ереминым Владимиром Алексеевичем.

«Хочешь стать «чемпиЁнкой»? (он всегда так говорит это слово)», — это был его первый вопрос. «Конечно», — не раздумывая, ответила я. С этого знакомства начались мои тренировки на Тульском велотреке. Зимой на лыжи я уже не вернулась. Трек настолько впечатлил мой детский мозг, подарил мне столько новых эмоций и влюбил с первого взгляда.

— Без кого ты бы не состоялась? Кто был твоим наставником, который сумел разглядеть спортивный талант?

Еще мой первый тренер Гончаров Геннадий Павлович говорил о моем таланте и характере. Видел меня в будущем успешной спортсменкой. Потом мой первый тренер по велоспорту Еремин Владимир Алексеевич говорил мне, что я буду «чемпиЁнкой». Первые тренеры вообще, я считаю, играют огромную роль в становлении спортсмена. Они, как педагоги, помимо общего физического развития, дают ещё спортсмену базовые знания, воспитание, психологию и другие важные аспекты в спорте.

Огромную и ключевую роль в моем развитии, уже как взрослого спортсмена, оказал Толоманов Александр Александрович и Кирильцев Владимир Дмитриевич. С этими тренерами я начала работать уже после моего переезда из Тулы в Москву в 2010 году. Благодарна им за все мои медали и наш совместный труд. Но Александру Александровичу больше всего я благодарна за те знания, которыми он поделился, и за ментальное развитие, как в жизни, так и в спорте, которому он способствовал. Он своего рода мой гуру [смеется].

С 2017 года я работаю с Хозовым Владимиром Игоревичем. Сейчас я работаю так, как всегда хотела — профессионально, грамотно, с обратной связью и доверием. И во мне стопроцентная уверенность, что вместе мы достигнем ещё больших результатов, чем у меня уже есть. Медалей много не бывает, как и нет предела человеческим возможностям. Тем более, с таким союзником, как мой тренер [улыбается].

— Чтобы достичь успеха в любом деле, нужно обладать мощным волевым характером. Обладала ты им с рождения или волевые качества приобретались с опытом?

Уверена, что характер у меня с рождения. Как-то давно я прочитала цитату Аль Пачино: «В детстве я молил Бога подарить мне велосипед, потом понял, что Бог работает по-другому. Я украл велосипед и начал молить о прощении». Велосипед я, конечно, не крала, но ещё с детства умела находить свой путь к желаемому.

У меня был 4-х колесный велосипед с двумя маленькими колёсиками сзади. И я молила папу их открутить, потому что я уже чувствовала себя большой и хотела ездить на двухколёсном. Поняла, что это не работает. Большой девочкой кроме меня самой, меня никто не считает. Поэтому я их разбила камнем и молила родителей о прощении [смеется]. В другой раз к маме приехала подруга на большом велосипеде «Аист». Это был предел моих мечтаний. Но я уже понимала, что, конечно, никто мне его не даст, потому что я ещё маленькая. Поэтому я его не украла, а просто взяла в аренду на время, не предупредив хозяина, а потом счастливая аккуратно поставила на место [смеется].

А если серьезно, то считаю, что характер, конечно, развивается с детства. Воспитание родителей, социум, личное становление. Все это ключевые факторы, оказывающие влияние. А с жизненными событиями уже в будущем и в спорте он только укрепляется, если человек себя не потеряет при многих обстоятельствах жизни.

— Трековые велогонки — довольно рискованный вид спорта. Какие эмоции ты испытываешь перед стартом и как настраиваешься на гонку?

Рискованный, да, как и многие другие виды спорта, но такой любимый и не перестающий дарить эмоции. Это как наркотик [смеется]. Спортсмены поймут, о чем я говорю. Я испытываю кураж в соревновательные дни. Мне нравится это ощущение. Для меня гонки — это праздник, а также возможность посмотреть плоды своей работы, в правильном ли направлении мы работали с моим тренером и другими специалистами.

Многие спортсмены испытывают мандраж перед выступлением. Они не виноваты, так устроена их психология. Это только вредит результату и не даёт показать весь свой потенциал в полной мере. С этим нужно работать. Если не получается самому или с тренером, то нужно обращаться к специалистам. У нас не развита, к сожалению, психология спорта в России настолько сильно, как уже во всем мире. А это одна из важных составляющих большого спорта. В этом нет ничего постыдного, как почему-то многие в России считают. «Я что, больной работать с психологом?», — самая распространённая фраза. Я много работаю над собой в плане психологии, мне это интересно и даёт очередную возможность вырасти как личность.

— У многих спортсменов сейчас цель — Олимпиада 2020 в Токио. Как оцениваешь степень конкуренции на Олимпиаде, что реально завоевать вашей команде?

Для каждого спортсмена Олимпийские игры — это самый важный старт в карьере. Поэтому все максимально настроены быть в лучшей форме физически и морально именно там. Это я к тому, что конкуренция будет не из легких, безусловно. Но покажите мне такого спортсмена, который сказал бы, что выиграл золото Олимпиады легко?

У нашей сборной есть реальные шансы во всех спринтерских видах бороться за медали. В командном спринте мы с Дарьей Шмелевой на Олимпиаде в Рио выиграли серебро. Теперь наша цель — это золото, безусловно. В индивидуальных видах мы также будем готовы бороться за медали. Мужская сборная тоже. Мы завоевываем медали в течение этих 4-х лет на чемпионатах Европы, чемпионатах и кубках мира, поэтому это не просто пустые амбиции, а показатель того, что мы конкурентоспособны для Олимпийских игр.

— Японский трек чем-то отличается от других треков?

У каждого трека есть свои особенности: наклон виража, длина прямых, качество самого покрытия. Могу отметить, что там высокие виражи, то есть большой градус наклона, что способствует развитию большей скорости гонщика. Очень качественное и скоростное полотно, что свойственно японцам. У них даже бетонные треки с качественным покрытием. Ощущение, что едешь по деревянному треку. Думаю, что скорости там будут сумасшедшие.

— Какие еще самые знаковые состязания в сезоне ты бы отметила?

Для меня лично важны чемпионат Европы и чемпионат мира, даже в олимпийский сезон. Спортсмен высокого мирового уровня должен быть системным в своей работе. Думаю, что не смогла бы быть в спорте, завоевывая раз в 5 лет одну какую-нибудь медаль. Это для меня не показатель мастерства. И морально не смогла бы. Я хочу видеть и анализировать плоды своей работы. На прошедшем осенью чемпионате Европы выиграла 3 золотые медали из 4 видов, в которых я участвовала. Следующий важный этап для меня — чемпионат мира в конце февраля.

— Чем ты занимаешься сейчас помимо спорта (работаешь, учишься), сколько примерно времени уделяешь тренировкам (количество тренировок в неделю)? Есть ли трудности с совмещением спорта и остальной жизни?

Спорт — это и есть моя работа на данный период жизни. Я официально работаю, как спортсмен-инструктор, и получаю за это зарплату. После спортивной карьеры будет другая работа, а сейчас на это даже физически и морально не будет времени, потому что тренировочный цикл у меня длится неделю. Почти каждый день по две тренировки, от 1 часа до трёх каждая, и только в воскресенье заслуженный отдых. Также я закончила уже СГАФКСиТ и имею спортивное образование. Могу в будущем быть тренером, но я бы не хотела, если честно. Никогда не видела себя тренером. Все эти знания пригодятся мне сейчас, как спортсмену.

В данный момент получаю второе образование. В этом году заканчиваю РАНХиГС. Я на заочном обучении, поэтому совмещать можно, было бы желание. После Олимпиады подумаю о третьем образовании [смеется]. Пока склоняюсь к диплому спортивного психолога, так как уже говорила выше об этом отстающем звене российского спорта. Век живи — век учись.

— Анастасия, твое повседневное питание – специализированное, или ты питаешься, как и большинство людей? Что присутствует в твоем рационе в обязательном порядке?

Я придерживаюсь правильного и спортивного питания, как это сейчас модно называть. И считаю, что обычные люди тоже имеют возможность так питаться, если есть желание быть здоровым и энергичным человеком. В моем рационе нет ничего сложного и труднодоступного. Я «зожница» и «ппшница», да, не отрицаю, меня это поглотило.

Агитирую всех вокруг есть шпинат, брокколи и авокадо [смеется]. И еще отказаться полностью от сахара и всех продуктов содержащих его, так как это совершенно бесполезный продукт, который не приносит никакой пользы. Но это наркотик и отказаться от него сложно. Я ем много фруктов вместо этого бесполезного продукта и прекрасно себя чувствую.

Питание должно быть сбалансированное и полезное, но без энтузиазма. Конкретно мой рацион состоит из сложных углеводов, белка и клетчатки. Просто каши с утра у меня на воде и без сахара. Плюс немного белковой пищи и жиров. В обед преимущественно сложные углеводы и немного белка. На ужин белковая пища с салатами. Приучила себя не использовать все эти магазинные соусы к приемам пищи, если только натуральные или сделанные самой. Это целая культура и путь, который каждый человек должен пройти и понять в первую очередь для себя, что ему нужно, а что нет, научиться чувствовать свой организм.

— Что входит в твой дополнительный рацион из спортивных добавок?

Витаминный комплекс, омега-3, креатин, бцаа и протеин. Пожалуй, это основной дополнительный рацион спортивного питания спринтера. Также я пью гейнеры после тренировки, чтобы закрыть углеводное окно, потому что моя основная цель, как профессионального спортсмена, получить максимально возможное восстановление к следующей тренировке. И ещё, наверное, отмечу, что при необходимости пью препараты железа. Для женщин, активно занимающихся спортом, важно следить за своим женским здоровьем и сохранить свою репродуктивную функцию.

— Как ты считаешь, в чем секрет твоего успеха в велоспорте?

Я делаю то, что я действительно люблю и никогда не сомневаюсь в себе! Даже моя мама всегда говорила мне это, а сейчас я это осознаю сама. А ещё я работаю в таком коллективе, где все имеют общую цель, и всегда относятся к своей работе с энтузиазмом и желанием развиваться. В жизни окружать себя надо союзниками. Этому меня тоже научила мама.

— Ты привыкла к вниманию болельщиков. Тебя это смущает или нравится?

Да, я люблю внимание болельщиков. Я дарю им эмоции тем, что делаю и своими победами. Они мне дарят свою поддержку, что не может не вдохновлять. Да, я не всегда выигрываю, плохие эмоции тоже дарю, к сожалению. Но эти эмоции также и сама проживаю. И даже в большей степени, чем болельщики. Лучшие болельщики для меня — дети. Они такие искренние в своей поддержке и эмоциях. Ради такого хочется побеждать всегда [улыбается].

— Поделись, пожалуйста, есть ли у тебя идеи, как развивать велоспорт в нашей стране? Или все и так хорошо?

Конечно, изменения в лучшую сторону есть, но они не глобальные. И нам ещё, к сожалению, долго развивать мой вид спорта, чтобы дойти до уровня Англии, Голландии или Японии. В Японии на одном участке только спортивной кейрин-школы больше треков, чем у нас в стране. У нас есть бетонные треки в разных городах. Один хороший трек в Москве, где коммерция процветает, а дети и основная сборная страны часто вынуждены тренироваться вместе. Есть хороший трек в Санкт-Петербурге, который тоже принадлежит Кузнецову А.А. В стране нет государственных треков. Приятен и удивителен тот факт, что велоспорт на треке в Москве для детей ещё бесплатен, в отличие от других видов спорта, но как таковых школ и обеспечения нужным инвентарем нет.

— Дорогой ли это вид спорта?

Да, не буду скрывать, дорогой. Одни только профессиональные велосипеды для гонщиков мирового уровня стоят по полмиллиона и выше. Дорогая форма, шлемы, велотуфли. Но я говорю сейчас о профессиональном высококачественном материале. Для детского спорта или просто для тренировок любителей не нужны последние карбоновые модели велосипедов, дорогие шлемы и велотуфли. Все можно приобрести по вполне приемлемой цене или взять у меня [смеется]. Я всегда отдаю детям свои старые шлемы и форму, если им необходимо.

— Что ты больше всего любишь в велогонках, за исключением побед, конечно?

То, что на велотреке часто присутствует фактор непредсказуемости. Не всегда выигрывает тот, кто быстрее, выше и сильнее. Бывает такое, что моральные качества подводят, потому что во многих видах ещё присутствуют такие составляющие, как тактическая и моральная подготовка спортсмена. Часто случаются падения. И не одного гонщика. Ты можешь быть даже не виноват, но упасть по вине другого гонщика с ним же. На велотреке нет тормозов на велосипедах, думаю, не все знают об этом [улыбается]. И с этого момента все начинает идти не по плану. В этом спорте «без тормозов» происходит много интересных моментов за время гонок. Но победы, безусловно, все-таки лучше.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: