sport-in » Статьи » Полезная информация » Социальный принцип

Социальный принцип

0 406 17-08-2020 06:39

Социальный принципПринцип приоритетной роли микросоциума. Данный принцип используется в основном в адаптивной физической культуре, т.е. при занятиях с детьми, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья, т.е. инвалидизацию.

Дефект по сути — явление биологическое (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000), но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу ребенка, но и на близких. С появлением ребенка-инвалида жизнь семьи резко меняется, возникают проблемы этического, психологического, нравственного, материального характера, сужается круг общения.

Формируется микросоциум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребенка. Угнетенность, подверженность стрессам, раздражительность, замкнутость, чувство вины становятся постоянными во многих семьях.

Многие семьи не в состоянии оказать ребенку необходимую помощь — нет знаний, педагогического опыта, времени и т.п. Здесь нужна квалифицированная консультативная помощь родителям для самостоятельных занятий физическими упражнениями по индивидуальным программам (Махова Л.И., 1999).

Семья — наиболее важны участок социализации ребенка. Своевременная и систематическая коррекция у детей дошкольного возраста является не только необходимым условием подготовки к школе, но и способствует познанию ребенком социальной действительности, формированию определенных социальных норм, ролей и функций, приобретению умений и навыков, образованию и профориентации.

Принцип гуманистической направленности

Принцип гуманистической направленности к личности людей с ограниченными возможностями, принцип непрерывного физкультурного образования, принцип социализации и принцип интеграции отражают сущность и конечную цель, положения для руководства в педагогической деятельности и основные противоречия, существующие в обществе относительно данной категории населения.

Принцип гуманистической направленности. Гуманизм (от лат humanus — человечный) означает признание человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений (БЭС, 1984).

Инвалидность — это не болезнь, которая может лечиться, а стойкие необратимые процессы и состояния, возникшие по различным причинам. Поэтому неосторожные, оскорбительные определения, типа: дефективный, спинальник, слепой и т.п., унижают достоинство ребенка и его родителей. Конечно, истинный гуманизм не только в словах и понятиях, а в деятельности педагогов, родителей, социальных работников и общества в целом.

По мнению Морозова В.В. (1999), в личностном развитии ребенка можно достигнуть больших успехов, если следовать следующим правилам: — принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей.

  • если ребенок чувствует любовь и заботу, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт;
  • понимать ребенка, т.е. глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребенок смог преодолеть трудности, надо устранять то, что мешает ему быть счастливым;
  • помогать ребенку, причем стратегия помощи определяется преодолением себя вчерашнего и обретением новых шансов на лучшее завтра.

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:

  • создание условий равной личности (действительных, а не мнимых);
  • сугубо индивидуальное телесное совершенствование; -формирование и самопроявление независимости, самоутверждения;
  • свободу выбора, творчество в освоении ценностей физической культуры и, в первую очередь, здоровья, здорового образа жизни. Этика взаимоотношений, стиль общения заключается в признании ценностей личности независимо от физических способностей, в проявлении доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы человека, в индивидуальном подходе к каждой личности с учетом ее состояния «здесь и сейчас».

Принцип непрерывности физкультурного образования

Принцип непрерывности физкультурного образования. Целью непрерывного физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в жизнедеятельности человека (Пономарев Н.И., Филиппов С.С., 1994; Столяров В.И., 1997; Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000 и др.).

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. (1995) считают, что в процессе физкультурного образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально- психологических проявлений.

Особенно важно то, что в системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности определяет возможности освоения других ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен. Уровень физической культуры личности определяет степень социальной зрелости по отношению к своему здоровью и физической подготовленности.

Непрерывное физкультурное образование с биологической точки зрения — это процесс адаптации, процесс обеспечения жизнеспособности организма в различных условиях среды при изменяющихся состояниях самого организма (Меерсон Ф.З., 1993).

Физкультурное образование способствует психической и социальной адаптации личности (Ананьев В. А., 1988) постоянному развитию, самопознанию, самовоспитанию, саморегуляции, духовному обогащению и самореализации.

Самореализация (Колбанов В.В., 1998) представляет собой социальную адаптацию, процесс приспособления к условиям социальной жизни, которая включает такие понятия как социальность, самостоятельность, сознательность.

Таким образом, обобщая, можно отметить, что непрерывное физкультурное образование, особенно для лиц с ограниченными возможностями, — это комплекс адаптивных реакций организма и личности в процессе систематических занятий в течение всей жизни.

Принцип социализации

Данный принцип имеет применение в процессе занятий физической культурой всех групп населения, однако в применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, социализация означает процесс освоения социально-культурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах полезной деятельности.

Кроме того, социализация включает определенную систему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения, т.е. тех ценностей (Лебедева С.С., 1998), которые обеспечивают готовность к успешному выполнению социальных ролей в обществе.

Надо учитывать, что процесс социализации определяется экономической структурой общества, политикой институтов образования, здравоохранения, социального обеспечения, зрелостью общественного мнения, профессионализмом и компетентностью специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность.

Принцип социализации тесным образом связан с принципом непрерывного физкультурного образования. Однако дети с ослабленным здоровьем и имеющие стойкие функциональные нарушения и ограничения, как правило, освобождаются от занятий физической культурой и спортом и выключаются из физкультурного образования, чем наносится вред здоровью и образу жизни.

Основная концепция физической культуры и, прежде всего, адаптивной должна заключаться в том, что ни одному человеку, какие бы отклонения в состоянии здоровья он не имел, двигательная активность не противопоказана, важно лишь подобрать индивидуальные, доступные виды физических упражнений.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: